Пятница, 03.05.2024, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
http://karpachevsergey.ucoz.ru/docs/slozhnosochinennye_predlozhenija.docx

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

Первый уровень

I. Допишите предложения:

Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых…

По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на… группы: ... .

II. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Солнце еще не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В.Солоухин) 3. Уже рассвело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки. (А.Чехов)

III. Тест

1. Отметьте ряд соединительных союзов:

а) но, и, что, тоже;

б) то – то, или, а, не то – не то;

в) и, ни – ни, тоже, также, да (= и);

г) либо, но, также, зато;

д) да (= но), то – то, однако, ни-ни.

2. Отметьте ряд разделительных союзов:

а) а, но, либо, зато;

б) или, либо, то – то, не то – не то;

в) зато, а, ни – ни, тоже, или;

г) чтобы, и, будто, также;

д) и, что, тоже, либо, или.

Второй уровень

I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. 2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К.Паустовский)

II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та. 3. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг – это то(же) что и овраг. 6. «Ты то(же) ошибался», – ответил друг.

Третий уровень

Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания.

1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид.

2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.

3. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.

Четвертый уровень

Напишите сочинение-миниатюру «Осень в городе» (используйте ССП).

 

ВАРИАНТ II

Первый уровень

I. Допишите следующие определения:

Сложные предложения – это предложения…

Сочинительные союзы служат для…

II. Выпишите из текста сложносочиненные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию.

Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать.

Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».

(По Н.Верзилину)

III. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В.Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.

IV. Тест (cм. вариант I)

Второй уровень

I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (К.Паустовский) 2. Я пошел глухой лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным. 3. На следующий день пошел снег и замела пурга. 4. В начале мая зацветает черемуха и весь участок пути наряжается в белое кружево. 5. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В.Песков) 6. Заболело однажды у Васьки горло и не позволили ему на улицу выходить. (А.Гайдар)

II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Днем в степи стояла невыносимая жара ночью то(же) было душно. 2. Животное царство пустыни так(же) бедно как бедна его флора. 3. Все внимательно слушали диктора я так(же) заинтересовался. 4. В жару птицы замолкают за(то) оживает мир насекомых. 5. Только глупец падает в одну и ту(же) воду. 6. Я высоко ценил Петьку за(то) что он был бескорыстным и верным другом.

Третий уровень

Превратите сложносочиненное предложение в простое с однородными членами и наоборот.

1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений. 2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 года и провел в нем около двух недель. 3. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.

Четвертый уровень

По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нем ССП с разными союзами:

В старом саду было тихо и грустно… .

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (07.11.2013)
Просмотров: 2735 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0