Пятница, 03.05.2024, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Русский язык. 9 класс. Контрольно-измерительные материалы

http://karpachevsergey.ucoz.ru/docs/karpachjov_s-v-9_kl-kim_k_planirovaniju1.docx. по этой ссылке вы можете загрузить материал себе на компьютер

9 класс
Русский язык
Контрольно- измерительные материалы
Составил Карпачёв С.В.


Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»
Сквозь чащу черемухи пробиваемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Припоздавший сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, останови¬лись, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной за¬пахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные плоты. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка.
(По В. Пескову)
РР Контрольное изложение №2 «Мой друг» Упр.84,85
Изложение.
Мой друг.  ( Упр.84)
    Познакомились мы  на рыбалке, понравились друг другу и стали  встречаться примерно раз в неделю.
     Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.
    Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это?  Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой,  доброй, никогда  не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.
    Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.
     Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке,  который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.
     « А что вы удивляетесь?- сказал мой друг. Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».
       Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках – а одалживал он на право и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.
     Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.
     Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь,  куда хлынули люди.
     Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра за то, что тот впускает людей в переполненный транспорт. « Классический  пример  разорванности сознания», -хохоча заключил он свой рассказ.
     Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об  интуиции Столыпина.
     Как же я любил его в эти часы! «Нет, - думал я, - не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»

РР Контрольное сочинение№3 в жанре эссе (упр. 258)
Напишите сочинение в жанре эссе на тему « О времени и о себе».
РР Контрольное изложение №4 по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»
Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня - средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись "Берегись трамвая!", мигающую красным на переходе. В слове "Берегись" три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: "Берег трамвая"...
Чистые пруды - это чудо первого скольжения на коньках, когда "снегурочки" становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.
Чистые пруды - это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом - поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой - это было несметным богатством для городских мальчишек.
Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы, и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.
В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью. Испания была в нашем сердце.
Чистые пруды - это исток нашей юности, начало начал.
Контрольный диктант №5 ( тест) по теме «Сложноподчиненное предложение»
Основатель Третьяковской галереи.
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова,
Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,-говорил он.- Пора и нам иметь такой же».
Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.
Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово).
Задание.
1. Выполнить синтаксический разбор предложения.
1-ый    вариант. 3-ий абзац, последнее предложение.
2-ой    вариант.4-ый абзац, последнее предложение.

Контрольный диктант №6 по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Летний день.
Хороши такие летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева- оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите- лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас-всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно- голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто- жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу- и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине. (153 слова).
Задания.
1 .Произведите синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения, укажите смысловые отношения между простыми предложениями; составьте схему: 2-го предложения (1 вариант); предложения Вы проходите мимо дерева... (2-ой вариант).
2.    Разберите    по составу слова:
1-ый    вариант: (в) вышине, редеющий,расстилаются;
2-ой    вариант: клочок,задымившийся, восторжествует.
3.    Найдите    слова с орфограммой:
1-ый    вариант: «Не с прилагательными, наречиями, глаголами», объясните правописаниес не в каждом конкретном случае;
2-ой    вариант: «Буквы з исна конце приставок», объясните выбор букв.
4.    Произведите морфологический разбор глаголов:
1-ый    вариант: чернеется;
2-ой    вариант: подходите.
Итоговый контрольный диктант.


 Задания В1, В2, В4, В7 - В9, В11, В12, В14 с ответами.

Запишите текст под диктовку, нумеруя все предложения.

Утро в тайге.
1)Тайга дышала, просыпалась, росла.
2)Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.
3)И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.
4)Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блёклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.
5)Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья.
6)Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.
7)Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.

Выполните задания к тексту.
Задания В1, В2, В4, В7 - В9, В11, В12, В14

Задание для 1 варианта:

1. Из предложений 1 – 2 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
2. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
4. Замените словосочетание луч солнца (из предложения 4), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
5. Замените слово удрал (предложение 6) стилистически нейтральным синонимом.
6. Среди предложений 5 – 7 укажите номера тех, в которых есть обособленное обстоятельство.
7. Среди предложений 2 – 5 укажите сложное предложение, одна часть которого присоединяется к другой подчинительной связью.
8. Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в суффиксе определяется правилом: «В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е».
9. В предложении 3 пронумеруйте все запятые. Укажите номера тех, которые выделяют обособленное обстоятельство.
10. Во всём тексте найдите сложное предложение с разными видами связи. Укажите номер этого предложения.

Задание для 2 варианта:

1. Из предложений 2 – 3 выпишите слова с непроизносимой согласной.
2. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
3. Выпишите грамматическую основу последнего простого предложения в составе сложного предложения номер 4.
4. Замените словосочетание овчину тайги (из предложения 4), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
5. Замените слово трепыхнулось (предложение 2) стилистически нейтральным синонимом.
6. Среди предложений 5 – 7 укажите номера тех, в которых есть обособленное определение.
7. Среди предложений 2 – 5 укажите сложное предложение, одна часть которого присоединяется к другой бессоюзной связью.
8. Из предложения 4 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «Не с причастием пишется раздельно, если при нём есть зависимые слова, противопоставление с союзом а или усиливающие отрицания слова».
9. В предложении 7 пронумеруйте все запятые. Укажите номера тех, которые выделяют обособленное обстоятельство.
10. Во всём тексте найдите сложное предложение с разными видами связи. Укажите номер этого предложения.
Ответы.
1 вариант
1. Росла, замерло
2. 4
3. Солнце поднялось
4. Солнечный луч
5. Убежал
6. 6,7
7. 4
8. Речонки
9. 2,3
10. 4
2 вариант
1. Сердце, блёстки
2. 3
3. Виднелась теплота
4. Таёжная овчина
5. Застучало
6. 6,7
7. 2
8. Пока не набравшая
9. 1,2
10. 4


ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТАМ ПО ТЕМАМ:
1. « Союзные сложные предложения»:
1. На какие группы делятся сложные предложения?
2. Какие предложения называются сложносочинёнными?
3. Как делятся сложносочинённые предложения по союзам и значению? Приведите примеры.
4. Какие предложения называются сложноподчинёнными?
5. Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему именно относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает). Приведите примеры.
6. Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Приведите примеры.
7.Каковы основные правила постановки знаков препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях?
8. Какие знаки препинания можно считать авторскими? С какой целью они используются?
2. « Бессоюзные сложные предложения»:
1. Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2. В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая? Приведите примеры.
3. В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? Приведите примеры.
4. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие? Приведите примеры.
5. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире? Приведите примеры.
6. Назовите синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений. Приведите примеры.
3. «Сложные предложения с различными видами связи»:
1. Расскажите о знаках препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Приведите примеры.
2. Что понимается под авторскими знаками препинания?
3. С какой целью используют их писатели? Приведите примеры предложений с авторскими знаками препинания.
4. «Общие сведения о языке»
1. Расскажите о месте русского языка в современном мире.
2. Почему русский язык относят к мировым языкам?
3. Расскажите о стилях литературного языка, о сфере их употребления и языковых приметах.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ СЛОВ:
А    Коммюнике    Псевдоним
Автобиография    Компрессия    Р
Агент    Компрометировать    Радиофикация
Аккомпанемент    Конспект    Регулярно
Аккомпанировать    Конспектировать    Режиссёр
Активный    Кофе    Резервы
Амфитеатр    Л    Результат
Аналитический    Лаборатория    Ресурсы
Арест    Лабиринт    Реферат
Асфальт    Лингвистика    Референдум
Б    Лоскут    Рецензия
Балет    М    Родиться, родилась, родились
Баловать, балую, балуешь    Мировоззрение    С
Избаловать, избалованный    Миропонимание    Сенсация
Бетонный    Мозаика    Силуэт
Будущее    Н    Синтетика
В    Намерение    Систематизировать
Верба    Нанять, нанял, наняла, наняли    Систематически
Ворота    Некролог    Социальный
Восточнославянский    Непочатый (край)    Схоластика
Г    Нечто    Т
Газификация    Ничто    Тезисы
Гигант, гигантский    Новелла    Терроризм
Гостиная    О    Трагедия
Гравюра    Облегчить    Традиция
Гуманный    Обличать    Теплиться
Д    Обличительный    Туфля, туфель
Деятельный    Ободрить    Упорядочить
Дефис    Обострить    Ф
Диафрагма    Одолжить    Фарс
Диспансер    Опека    Фарфор
Добыча    Опера    Фельетон
Договор    Оператор    Феномен и феномен
Доклад    Оппозиция    Фиаско
Документ    Оптимист    Философия
Дотронуться    Оранжерея    Х Ходатайство
Дремота    Ориентир    Ц Цемент
И    Ориентироваться    Ч Человечный
Идеологический    Осудить, осуждён, осуждена, осуждены    Чествовать
Идеология    П    Ш Шаблон
Издавна    Палисадник    Э
Иллюстрация    Парламент    Экологический, экология
Индикатор    Парламентский    Эксперт
Индоевропейский    Перипетия    Экспрессивность
Инструмент    Пессимист    Экспрессия
Инициатива    Планомерно    Электрификация
Интеллигентность    Понять, понял, поняла, поняли, понятый    Эпидемия
Интеллигентный    Популярный    Этимологический
Интенсивный    Презентация    Этимология
К    Президент    Эффект
Канонада    Прогноз    Я
Каучук    Прогнозирование    Языковой факт, явление
Кафе    Прогресс    Языковый орган, колбаса
Кашлянуть    Прогрессивный    
Квартал    Просветитель    
Клише    Прославлять    
Коклюш    Прототип    
Колорит    Потенциальный    
Колосс, колоссальный    Похороны, на похоронах, похорон    
Комедия    Проект    
Комментарий, комментатор    Проекция    
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Оповещать о прибытии, обожает поэзию, опережаешь события, мировоззрение писателя, прогрессивные процессы, испытываешь блаженство, провозглашать декларацию, восхищаться живописью, раздражают пререкания, строжайший запрет, участвовать в прениях, насаждать идеологию, колоссальные достижения, обличать пороки, благословить детей, щадить мать, сделать одолжение, отстегнуть воротник, труженик, современник, повторить точь-в-точь.
2. 1 вариант 2 вариант
изображать    Чацкий
воплощает    бессловесный
противопоставляет    вакансии
клиенты-иностранцы    низкопоклонник
бессловесный    гостиная
галломания    взяточничество
гостиная    галерея
декабристский    галломания
жизненные идеалы    мировоззрение
искусство    календарь
низкопоклонник    учреждение
крепостник    фельдфебель
канцелярия    карьеризм
свояченица    сановник
проекты    сумасшедший
Чацкий    преданья старины
сумасшедший    персонаж
общественно-политический    карбонарий
секретарь    безмолвствовать
галерея    конфликт
карбонарий    свояченица
персонаж    старинное преданье
мошенник    идеал
выразитель    канцелярия
просвещение    искусство
ветреник    проекты
фельдфебель    изображать
безмолвствовать    общественно-политический
вакансии    воплотить
3. Прогнозировать ситуацию, эксперимент режиссёра, роскошный палисадник, старинные традиции, анализировать систематически, расположиться амфитеатром, разыгранная комедия, получить наслаждение от преодоления препятствий, ровесник поэта, эффективный метод, пессимистический взгляд на будущее, идеологическая борьба, известный комментатор телевидения, присутствовать на конференции, занять активную позицию в обсуждении экологических проблем, прогрессивные воззрения, мировоззрение писателя, гуманное отношение.
4.
1 вариант    2 вариант
будущее    реферат
экологический    традиция
чествовать героя    мозаика
оранжерея    будущее
эффект    деятельный
резервы    конспект
балет    гостиная
оптимизм    интенсивный
пессимизм    экология
идеологический    комментарий
аккомпанировать    прогрессивный
конспект    колоссальный
декларировать    ресурсы
гуманный    опера
мировоззрение    газификация
электрификация    пессимист
традиция    эффективный
интенсивный    гуманный
прогресс    мировоззрение
миропонимание    популярный
колоссальный    чествовать героя
комментатор    идеология
гостиная    аккомпанемент
активный    оптимист
реферат    оранжерея
5.
1 вариант    2 вариант
Серебряный иней    даль туманна
борющийся с предрассудками    стелющийся туман
не успевающий на поезд    ненапечатанный роман
ненавидевший ложь    песчаный берег
не мог ни у кого расспросить    строящаяся оранжерея
картинная галерея    снова нездоровится
окружённый горами    не смотря по сторонам
небольшое, но сладкое яблоко    недорогой, но красивый ситец
ещё не написанная повесть    посеянные семена
расстрелянные патроны    ничуть не широкое шоссе
поход состоялся, несмотря на непогоду    не знающий дороги
вовсе не интересный фильм    развешенный товар
жалеть о потерянном времени    гуманный поступок
подлинное искусство    не думая о происшедшем
преображённый город    тающие сосульки
лекция прослушана    строивший планы на будущее
подклеив страницы брошюры    не боящийся опасности
реющие флаги    обнажённые деревья
поражённый красотой    верно ориентированы

ДИКТАНТЫ
1.
Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета. А на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду она швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки на воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов)
( По В. Пескову.)

2. « Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нём, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего своё войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли. Перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце 18 века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой.
(166 слов.)
( По Б. Рыбакову.)

3. АНДРЕЙ РУБЛЁВ
В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.
Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.
Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.
От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.)
( По В. Прибыткову.)

4. Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.
Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.
Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.
Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического чёрного (синего и чёрного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которой является этот нежный цветок. (163 слова)
(По материалам журнала)

5. Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго ещё печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезывая тьму, и, замирая, понёсся над обнажёнными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов.)
( По Л. Андрееву.)

6. Направо от пути расстилалась кочковатая равнина, тёмно-зелёная от постоянной сырости, и на краю её были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные; на высокой зелёной горе, внизу которой блистала серебряная полоска, стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким металлическим визгом, внезапно усилившимся, бешено влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданности и отшатнулся от окна, но тотчас же вернулся к нему: боялся потерять хоть малейшую подробность пути. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-то провёл горячим утюгом, разгладив их, и сделал лицо блестящим и белым.
В течение первых двух дней пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Он часто возвращался к матери, прижимался к ней и, когда барин спрашивал его. Хорошо ли ему на даче, улыбаясь, отвечал: «Хорошо!» И затем он снова отправлялся к лесу и тихой воде и будто выпытывал у них что-то. (170 слов.)
( По Л. Андрееву.)

7. ОСНОВАТЕЛЬ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.
Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. « Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,- говорил он. – Пора и нам иметь такой же».
Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.
Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово.)
( По В. Порудоминскому.)

8. Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.
По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по-видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.
Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.
С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звёздное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года.(154 слова.)

9. ПЕРЕВАЛ
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду, озаряя крутые отголоски гор, покрытые девственными лесами.
Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.
Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами; воздух становился так редок, что было больно дышать, кровь поминутно приливала в голову. (164 слова.)
( По М. Лермонтову.)

10. Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.
В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.
Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (170 слов.)
( По А. Соболеву.)

РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
1. Маячат далёкие горы да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. Луна взошла багровая и хмурая звёзды также хмурились. Всё та же туманная дымка теперь ещё гуще окутывала поля и всё так же странно и непонятно глядела природа. В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей. Не то дождь пошёл не то воробьи пробежали по крыше. Мать посмотрела в окно девочка тоже взглянула на улицу. То засыплет февраль-шалун снегом избушки на краю леса то вдруг построит он посреди дороги огромный снежный холм. По утрам отправлялись на рыбалку или после обеда он вместе с отцом шёл в ближайший лес.
2. Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два года незаметных. Я чувствовал здесь спокойствие и довольство так что меня стало клонить ко сну. Здесь дно кратера было настолько раскалено что камни растрескивались от жары. Я отыскал здесь те письма которые брат писал матушке в течение всей жизни. Я радовался тому что она по-дружески относилась ко мне. На крутом берегу там где начинался сосновый бор высыпало земляники видимо-невидимо. Опустошённость Печорина так глубока что его не может увлечь по-настоящему даже любовь. Стена напротив того места где он сидел была невысокой. Решили ехать ночью так как буран заставил нас задержаться в пути на двое суток. Прибежав в тот угол сада где росли кусты малины и юркнув в самую гущу листвы мы занялись сбором ягод обильно рассыпанных по кустам. Чем больше девочка подрастала тем больше становилась она похожей на отца.
3. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ:
Там счастье не диво где трудятся нелениво. Народными сказками восхищался Пушкин настойчиво советуя молодым писателям читать их «чтобы видеть свойства русского языка». Глупец один не изменяется ибо время не приносит ему развития а опыт для него не существует. С тех пор как я живу на свете я ничего не читал скучнее этой статьи. Чем дольше шёл отряд тем путь становился всё более непроходимым. Он не просто заплакал как плачут городские дети он закричал громче самого горластого мужика. Как бы ни светило солнце небо через это окно всегда казалось серым и холодным как осенью. Я хотел бы жить и умереть в Париже если б не было такой земли – Москва. Роман был написан в стихах видимо потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами. Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому потому что ему никто бы не поверил. Это было в мае когда деревья уже оделись листвой.
4. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Вечереет и темнеют кусты неодетого леса будто сам лес собирает к ночи свои думы.
Я вас любил – меня вы не любили. В окна снег валит клоками буря свищет у ворот. Замолкли звуки чудных песен не раздаваться им опять приют певца угрюм и тесен и на устах его печать. Мокрый снег валит хлопьями я промочил ноги и продрог до костей. Вся разница между умным и глупым в одном первый всегда подумает и редко скажет второй всегда скажет и никогда не подумает. Зазеленел листок стал пригож лесок.
5. Петька очень боялся идти в воду но когда вошёл то не хотел вылезать из неё и делал вид что плавает. Мороз усиливался и когда Сашка проходил в светлом круге который образовался от зажжённого фонаря он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки. Вместе с матерью он боялся опоздать хотя до отхода поезда оставалось добрых полчаса а когда они сели в вагон и поехали Петька прилип к окну и только стриженая голова его вертелась на тонкой шее как на металлическом стержне. Солнце светит так что если закрыть на минуту глаза сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара. Откуда-то из-за Волги нашли тучи и прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску загрохотал гром и застучали крупные капли дождя. Был девятый час утра и хотя жители уже давно встали людей на улице было немного.
ПОЛУЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ:
Карточка № 1
Вставьте пропущенные буквы; определите, какой частью речи являются слова с пропущенными буквами:
Вспоминал об этом (в)последстви..; пр..бывать (в)течени.. года; много читал (в)продолжени.. лета; новые герои введены (в)продолжени.. фильма; (в)продолжени.. книги пр..ведены новые факты; об..ятельный человек, пр..быть (во)время, уча..ствовать в соревновани.., об..жать поэзию, чу..ствовать гореч.., бл..госл..вить на добрые дела, сильное разд..жение, дост..жения науки, заб..влять малыша, обл..чать пороки, щ..дить бли..ких, декл..рац..я прав человека.
Карточка № 2
Вставьте пропущенные буквы; запишите в столбик однокоренные слова. Сколько будет столбиков? Почему?
М..рово..зрение художника; прим..рять платье; зам..рать от восторга, прим..рять друзей; ум..рать от горя; зам..рять участок; усм..рённый зверь; зам..реть неожиданно.
Дополнительные вопросы: найти именные словосочетания, указать в них главные и зависимые слова, способ связи слов в словосочетании.
Карточка № 3
Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Определите, каким членом предложения является слово, с помощью которого связывается придаточное с главным. Начертите схемы предложений.
Он пригласил в гости товарища который жил (не)далеко от него.
Река по которой мы плыли была весьма широкой.
Старик от (не)ожида(н, нн)ости выронил из рук корзинку которую держал в руках.
Карточка № 4
Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. В сложноподчинённых предложениях определите средства связи придаточных с главным, тип придаточных:
Интерес к истории у Карамзина особенно проявился в 1790 году когда он находился в Париже.
Карамзин остро ощутил общественную потребность исторического осмысления самих себя места в родной и мировой истории потребность которая росла вместе с приближением к русским границам наполеоновских войск.
Карточка № 5
…Но поступают люди почти всегда вопреки тому чему их учит опыт.
И так неистощима была его [Чехова] душевная щедрость что многих людей он готов был наделять богатствами своей собственной личности.
Знания однако я получил основательные и это помогло мне успешнее других сдать экзамен в институт.
Карточка № 6
Прош..л месяц (в)течени.. которого он (не, ни) разу (не) был у нас.
Мы идём в ту сторону где дороги расходя(т, ть)ся.
Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и т..нистых оврагах но на полях осел стал рыхлым и тёмным и из(под) него кое(где) большим плешинами пок..залась ч..рная, жирная, пар..вшаяся на солнце земля.
Карточка № 7
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Союзы, союзные слова. Определите, какими членами предложения являются союзные слова, вид придаточных. Расставьте знаки препинания.
Поздней осенью я попал на озеро … называется Изме(н, нь)чивым. Наступило время … синиц.. ст..раю(т, ть)ся посели(т, ть)ся (по)ближе к человеческому жилью. (Не, ни)когда (не, ни) в одной из литератур мира (не, ни) бывало примера … один великий поэт подхв..тил знамя поэзии вып..вшее из рук другого.
Карточка № 8
Составьте схемы предложений.
В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце.
Трёх сосен которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет.
На месте где они когда-то росли посажены молодые сосенки.
Мы спросили когда нам прийти снова.
Известно что слоны в диковинку у нас.
Солнце ещё не успело подняться и в саду было холодно.
В росистых лугах течёт речонка что мне так мила.
В том месте где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.
Мы расположились на отдых у того дерева что растёт у самой воды.
Какой измерить мерой тот путь что ты прошёл.
Карточка №9
Анализ текста.
Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв.
- Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении.
- Укажите лексические средства. С помощью которых автор передает мотив тишины в природе.
- Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении?
- Прочитайте 2 предложение, опустив повторяющийся союз И, сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передаётся состояние покоя, тишины?
- Что ещё указывает на длительность происходящего?
Тесты
1. Тест по теме «Сложносочинённые предложения».
1 вариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
1. А 2.Б 3. В 4.Г
2. Укажите сложносочинённые предложения
1. А 2. Б 3. В 4. Г
3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.
1. А 2.Б 3. В 4. Г
4. Строение какого предложения соответствует схеме:
[неопределённо-личное], и [безличное]?
5. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка.
А. одновременность явлений Б. последовательность
В. чередование Г. противопоставление
6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).
А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
2 вариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. Б. В. Г
2. Укажите сложносочинённые предложения.
А. Б. В. Г.
3. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
А. Б. В. Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме:
[определённо-личное], и [двусоставное]?
5. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машин?
А. одновременность действий
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
6. Найдите предложение с союзом тоже
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то) же село.
2. Тест по теме «Сложноподчинённые предложения».
1 вариант
1. Найдите сложноподчинённые предложения.
А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В. Из чащобы всё время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.
Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
А. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
В. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.
Д. Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками.
3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчинённого?
(Знаки препинания не проставлены.)
А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звёздах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
Д. Летят к вербе пчёлы бабочки потому что их привлекают душистые серёжки.
4. Расставьте знаки препинания:
Я не знаю когда это будет. Познаём друзей и близких в час когда грозит беда. Когда наступили сумерки пришлось вернуться домой. Бывают осенние ночи оглохшие и немые когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем. Когда солнце спускалось к горизонту ровный жёлтый свет отражался в густой осенней паутине покрывавшей луга. С тех пор как брат вернулся домой он ни разу не вспомнил о происшедшем.
5. Произведите синтаксический разбор предложений:
Там под этими склонами мы рассчитывали разбить ночной лагерь.
Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду и справа и слева принимает многочисленные притоки.
2 вариант
1. Найдите сложноподчинённые предложения.
А. По словам брата Пушкина, Александр был одарён «памятью необыкновенной».
Б. Почти каждый стих комедии Грибоедова обратился в пословицу или поговорку и годится для применения то к тому, то к другому обществу.
В. Звуки торопятся, вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Г. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в горах только в октябре.
Д. Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце ещё не ушло за горизонт.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом.
А. Я прежде всего должен высказать то, в чём до сих пор не решался сознаться самому себе.
Б. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.
В. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит река.
Г. Мы пошли по той тропинке, которая вела прямо к реке.
Д. Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству.
3. Найдите СПП, в которых придаточные стоят перед главными. (Знаки препинания не проставлены.)
А. И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал.
Б. Мы с сестрой хотели чтобы отец поехал отдыхать.
В. Когда на тёмно-красных ветках появляются белые комочки серёжек верба особенно хороша.
Г. Даже более состоятельные дворяне редко тратили столько на воспитание своих детей сколько Арсеньева расходовала на воспитание внука.
Д. Чтобы добраться до места стоянки мы должны были пройти ещё километров пять.
4. Расставьте знаки препинания:
Где нет любви к искусству там нет и критики. Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Мальчик дошёл до нижнего пруда куда врезался овраг и повернул к деревне. Проснувшись я не мог понять где я и долго и внимательно осматривал комнату. Скошенная трава лежала длинными валами и там где начинали косьбу она подсыхала тускнела. Отколь радуга набирает воду там и дождь будет.
Для какого стиля речи характерно употребление союзного слова отколь.
5. Произведите синтаксический разбор предложений:
Ряска почти сплошь накрыла заводи и рассекая её медленно двигались по ней дикие утки.
Влажной дымкой трепетал по-утреннему свежий ветерок.
ТЕСТ
1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).
А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:
А. Б. В. Г. Д.
2. Найдите сложноподчинённые предложения, в которых придаточное стоит в середине главного:
А. Б. В. Г. Д.
3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места:
А. Б. В. Г. Д.
4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:
А. Б. В. Г. Д.
5. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
А. Б. В. Г. Д.
2. Обведите номера только тех предложений, в состав которых входят придаточные места:
А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.
Д. Я смотрю туда, где толпились люди.
3.* Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:
1) из словосочетания приземлиться на опушке выделите главное слово и возьмите от него приставку;
2) из именного словосочетания предложения Ближайшая деревня находилась в часе езды от нас возьмите корень зависимого слова;
3) добавьте глагольный суффикс глагола читать;
4) добавьте суффикс действительного причастия настоящего времени тающие (снега);
5) добавьте окончание определения могучий Олег головою поник;
6) добавьте суффикс возвратности;
7) с полученным словом составьте словосочетание так, чтобы данное слово было главным:
8) составьте предложение с причастным оборотом, а затем замените его придаточным; полученное предложение запишите, дайте его схему.
ТЕСТ
1. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.
Придаточное предложение в нём стоит …
А. перед главным
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
2. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчинённым предложением.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
3. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
4. Сделайте синонимическую замену сложносочинённого предложения сложноподчинённым с придаточным уступительным.
Кулибин не получил специального образования, но он был одарённым механиком.
5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчинённом предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
6. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводником.
Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
В. Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу её о чём-либо, она опять отвлечётся в сторону.
8. Спишите предложение, расставив знаки препинания.
Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на тёплый день озяб от холода и усталости и пошёл искать машину.
9. Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А. …, что чуть не упал в воду.
Б. …, будто долго жила в Англии.
10. Допишите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного.
А. Я посмотрел в окно и увидел, …, и мне показалось …
Б. Лишь только появилась первая трава, …
В. Я так долго не получал писем от своего друга, …
Г. Я расскажу о книге, …
11. Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
А. [ ], ( ). Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ).
12. Вставьте подходящий по смыслу союз или союзное слово.
Грош цена тому, … не может сломить дурной привычки.
А. который Б. кто В. если Г. когда

Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (06.03.2014)
Просмотров: 26548 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 212
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0