Суббота, 20.04.2024, 06:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка к ГИА.
Чередующиеся гласные в корне. А5.
 
Ошибка1. Неправильное вычленении морфемы (то есть части слова). 
 
Например, в слове ЗАРУБИТЬ нет корня с чередованием -ЗАР-, как может показаться на первый взгляд. Если проанализировать происхождение данного слова, выяснится, что в нём есть приставка ЗА- и корень -РУБ-. Или в слове РОСКОШНЫЙ корень не -РОС-, а -РОСКОШ-.
 
Ошибка 2. Часто путают корни с чередующимися гласными с одинаково звучащими корнями с безударными гласными. 
 
Например, в словах ОРОСИТЬ и ВЫРОС один и тот же корень -РОС-. Но в первом слове это корень с безударной гласной, проверяемой ударением (ОРОСИТЬ - от слова рОсы), а во втором слове правописание гласной О зависит от согласной С, на которую оканчивается этот корень, т.е. здесь корень с чередующейся гласной. 
 
 
Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание: 
 
В каждой группе слов найди лишнее.
а) заря, зарядка, озарять, озарение
б) подгореть, выгорел, гора, сгорание 
в) творог, творить, сотворение, творительный
г) прикосновение, коснуться, неукоснительно, косой
д) макать, макет, обмакнуть
е) растение, растереть, возраст, расти
ж) умирать, замирать, помирить
 
В 2012 году изменились номер и формат данного задания.
 
Раньше оно звучало так: 
 
В2 Из предложений 10-13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
 
Теперь так:
 
А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1) удивлялся     2) растёт     3) кричали     4) работа
 
Согласитесь, задание стало легче!
 
Тем не менее, для тренировки я предлагаю выполнить это задание сначала в прежнем формате. Если вы с ним справитесь, значит, новый формат не вызовет у вас никаких трудностей.
 
 
 
В данных предложениях найти слова с чередующейся гласной в корне.
 
а) Когда миновали подъём, открылось широкое пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы.
 
б) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаз.
 
в) Над рекой наклонясь, что-то шепчет камыш, а кругом на полях непробудная тишь.
 
г) Берёзы стояли все белые, без блеску, как только выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца.
 
д) Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.
 
е) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом.
 
ж) Метелица, сдерживая могучий трепет сердца, почти не дыша, пробирался вглубь.
 
з) Звёзды кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.
 
и) Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины
 
к) В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков располагалась постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки.
 
Материал для самопроверки вы найдёте ЗДЕСЬ.
Ответы к заданию "В каждой группе слов найди лишнее".
а) лишнее - зарядка, т.к. в этом слове корень -ряд-, а в остальных -зар-;
б) лишнее - гора, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;
в) лишнее - творог, т.к. в нём корень - всё слово, а в остальных корень -твор-;
г) лишнее - косой, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;
д) лишнее - макет, т.к. в нём корень всё слово, а в остальных -мак-;
е) лишнее - растереть, т.к. в нём корень -тер- и приставка рас-, а в остальных корень -раст-;
ж) лишнее - помирить, т.к. у него корень -мир- с проверяемой безударной гласной И, а в остальных - корень с чередующейся гласной И.
 
 
Ответы к заданию "В данных предложениях найди слова с чередующейся гласной в корне".
а) выПИРали
б) подНИМается, заСТИЛает
в) наКЛОНясь
г) КОСнулся
д) проСКОЧить
е) наЧИНаясь
ж) проБИРался
з) БЛЕСТящими
и) РАВНины
к) ГОРячих, распоЛАГалась
 
 
Чередующиеся гласные в корне. Практическое занятие № 2 (подготовка к заданию А5)
Обновление от 04.12.11 
В этой статье я предлагаю снова обратиться к заданию А5. 
 
Напомню, что в некоторых тестах задание А5 связано с темой "Чередующиеся гласные в корне слова". В предыдущих статьях я рассматривала теорию по этой теме и практику. 
 
Сегодняшнее практическое занятие поможет вам сориентироваться в классификации корней с чередующимися гласными, т.к., возможно, вам потребуется знание не только самих корней, но и того, от чего зависит выбор чередующейся гласной.
 
Давайте посмотрим этот вариант формулировки задания А5:
 
Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня".
1) наберут     2) вышивать     3) ровняют     4) закрепить 
 
В вариантах ответов есть 2 слова с чередующейся гласной в корне: наберут и ровняют.Правильным ответом является слово ровняют, так как именно в этом слове правописание гласной в корне зависит от лексического значения. 
 
Слово наберут не подходит, так как в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.
 
Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ. 
 
Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.
Поэтому давайте ещё раз вспомним теорию. 
 
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:
1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:
-гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);
-зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун
2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
-лаг-, -лож-;
-скак-, -скоч-;
-раст-, -ращ-, -рос-
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок
 
3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А:
-лож-, -лагА-;
-кОс-, -касА-;
-бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-
-минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА- 
 Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта
4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);
-мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение
 
Ну а теперь для закрепления материала выполним следующие задания.
 
Задание 1. Распределить слова в 4 группы: 1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить.
1. предлагать
2. выбирать
3. заперли
4. намочил
5. заскочить
6. блестит
7. загорелся
8. растение
9. прикосновение
10. сложение
11. сотворение
12. расстилается
13. вычитать
14. подровнять
15. непромокаемый
16. наклонился
17. касание
18. выросли
19. умирать
20. обмакнуть
21. сдерёт
22. скакать
23. протирать
24. заря
25. выращенный
26. сплавлять
27. выжег
28. сравнять
Задание 2. Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.
1. отдеру, блистательный, растение
2. заскочил, намочил, выровненный
3. коснуться, зажигать, загорается
4. перила, озарение, наклонился
5. выплавлять, вытирать, вытворять
Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание.
 
Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.
 
Задание 5. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно  позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.
 
Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.
 
1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками. 
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся. 
 
 
В экзаменационном задании А5 представлены различные задания по орфографии.Одно из них связано с правописанием корней с чередующимися гласными. В КИМах 2012 года оно звучит так: 
 
Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1) блестят     2) укреплялись     3) стоят     4) вливая
 
Чтобы безошибочно указать номер этого слова, нужно чётко знать все корни, в которых происходит чередование гласных.
 
На первый взгляд, их немало, но, при желании, выучить вполне реально.
 
Итак, вспоминаем ТЕОРИЮ! 
 
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:
 
 1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:
-гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);
-зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун
 
2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
-лаг-, -лож-;
-скак-, -скоч-;
-раст-, -ращ-, -рос-
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок
 
3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А:
-лож-, -лагА-;
-кОс-, -касА-;
-бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-
-минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА- 
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта
4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);
-мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (05.11.2013)
Просмотров: 4033 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Как Вы относитесь к введению школьной формы?
Всего ответов: 316
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0