Посмотреть и скачать полную версию
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100» к учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В.Текучевой «Русский язык 6 класс» - М.: Баласс, 2010г., обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в УМК Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В.Текучевой (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, И.В.Текучева. Русский язык . Учебник для 6 класса основной школы - М.: Баласс, 2010г.)
Программа рассчитана на 175 часов (в неделю- 5 часов),
из них на развитие речи – 35.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого
серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что
школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их
орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом
литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые
межпредметные связи.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования,
изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;
принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип
целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового
отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на
культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности;
принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в
жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);
принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности
в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим
продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.
Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского
языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися
следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой
и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены
основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся
средствами предмета «Русский язык».
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка)
реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Формирование у учащихся языковой интуиции.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить
ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и
навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой
деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях
функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе
осуществления следующих направлений.
– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы
понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для
целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для
целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения:
изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы
приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и
понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать
художественный текст.
– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного
запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка,
овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди
которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и
письменной речи.
– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной
орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного
минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть
орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил
или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о
методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала
учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный
потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой,
менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди
других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют
свое начало в курсе русского языка для начальной школы.
Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова.
В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в
начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания
выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого
направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой
и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного
материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое
использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и
навыков на теоретической основе5. В раздел «Повторение и углубление курса начальной
школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи,
предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего
последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о
них обогащается новым знанием.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения,
которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и
самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе
исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая,
В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М.
Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка
проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний
постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и
организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет
противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают
противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников
выдвигать и проверять гипотезы.
.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
6-й класс
(175 ч)
Введение
(1 час)
Русский язык – язык русского народа.
Связь русского языка с национальными традициями русского народа.
Видные ученые-русисты
Слово в языке и речи
(повторение и углубление изученного в 5-м классе)
-
(рр-3ч. кд-3ч).
Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и
фразеологические обороты. Фразеологический словарь.
РК Лексика Тульского края
Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова
(архаизмы, историзмы). Неологизмы.
Понятие «часть речи».
РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.
Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и
морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен
существительных.
Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-
существительных).
Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.
Глагол как часть речи и как член предложения.
РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.
Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.
Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.
Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.
Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами.
Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами.
Разделительные знаки препинания.
Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.
Способы связи предложений в тексте.
Слова со значением «количество предметов»
всего-14ч.
(рр-3ч. кд-1)
Имя числительное в языке и речи.
• Имя числительное как часть речи.
• Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.
• Морфологические признаки количественных числительных.
Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных
числительных: целые, дробные и собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных
числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных.
Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных
падежных окончаниях числительных.
Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.
• Сочетательные возможности количественных числительных.
Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с
существительными.
Грамматическая сочетаемость.
• Роль количественных числительных в предложении и тексте.
Количественные числительные в качестве подлежащего.
Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.
Слова со значением «признак предмета»
Имя прилагательное в языке и речи.
всего-30ч.
( рр-5ч. кд -1)
• Имя прилагательное как часть речи.
Лексическое значение имен прилагательных.
• Общее грамматическое значение имен прилагательных.
Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-.
Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах
прилагательных (типа июньский, январский).
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.
Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.
• Морфологические признаки имен прилагательных.
РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения
прилагательных.
Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и
раздельное написание не с именами прилагательными.
Относительные имена прилагательные.
Притяжательные имена прилагательные.
• Сочетательные возможности имен прилагательных.
Лексическая сочетаемость.
Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя
прилагательное».
• Роль имен прилагательных в предложении.
Имя прилагательное в качестве определения.
Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных
определениях.
Имя прилагательное в качестве сказуемого.
Составное именное сказуемое.
• Имя прилагательное в тексте.
РК Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов.
Текстообразующая роль имен прилагательных
Порядковые числительные в языке и речи.
всего-8ч
(рр-3 кд-1)
• Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.
РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.
• Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых
числительных по родам, числам, падежам.
• Роль порядковых числительных в предложении.
• Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть
речи.
• Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.
Местоимения-прилагательные в языке и речи.
всего-18ч.
(рр-3ч. кд-1)
• Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и
количество предметов.
Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько.
Склонение вопросительно-относительных местоимений.
Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-
нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в
неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.
Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных
местоимений.
Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение
притяжательных местоимений.
Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных
местоимений.
Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой,
любой. Склонение определительных местоимений.
• Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.
• Местоимение как часть речи (обобщение).
Местоимения в тексте.
РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.
Слова со значением «признак предмета по действию»
Причастие.
всего-45ч (рр-5ч. кд-2)
Причастие как особая форма глагола.
РК Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов
Грамматическое значение.
Морфологические признаки.
Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и
страдательные причастия.
Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной
и краткой формы.
• Причастный оборот.
Выделение причастного оборота на письме.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени.
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание
гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание
гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Полная и краткая форма страдательных причастий.
Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в
прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн-
в страдательных причастиях прошедшего времени.
Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени.
Правописание не с причастиями.
• Роль причастий в предложении.
Причастие в качестве определения.
Причастие как именная часть составного именного сказуемого.
• Сочетательные возможности причастий.
Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное +
причастие».
Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя
существительное».
• Причастие в тексте.
Текстообразующая роль причастия.
Развитие речи
(35 ч.)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о
языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
• Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф.
• Стили речи. Научный и официально-деловой стили. Задачи речи, сфера употребления,
характерные языковые средства.
• Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.
• Изложение (подробное, выборочное) текстов разных типов и стилей речи:
– повествование в научном стиле;
– повествование с элементами описания в художественном стиле;
– рассуждение в художественном стиле.
• Сочинение:
– описание интерьера;
– рассказ;
– рассказ на основе картины, включающий описание;
– рассуждение на дискуссионную тему;
– рассуждение с элементами повествования или описания;
– отзыв о книге.
РК Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов.
Повторение пройденного в 6-м классе.
Всего-17ч.
(рр-3 кд-1)
Требования
к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
по русскому языку
за курс 6 класса
Учащиеся должны уметь:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться
разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный
разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать
новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить
морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей
речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным,
местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять
предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами
сказуемого;
– по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их
текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен
прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных;
различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать
эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном
тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и
письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и
систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать
сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге,
находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим
чтением;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно
писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и
исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с
непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;
правильно оформлять предложения изу-ченных типов в соответствии с пунктуационными
правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять
пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева
Русский язык. 6 класс, учебник
М.,БАЛАСС, 2011
2. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. Русский язык 6 класс. Методические
рекомендации для учителя. М.,БАЛАСС, 2010
3. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский
язык» 6класс, М.,БАЛАСС, 2010
4. Е.С.Барова. М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы
по русскому языку 6 класс. М.,БАЛАСС, 2010
|