Четверг, 28.03.2024, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Рабочие программы

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа. Литература 8 класс. Беленький Г.И
[ Скачать с сервера (145.0 Kb) ] 05.11.2013, 18:43
Посмотреть и скачать полную версию
 
 
 
Пояснительная записка
 
Рабочая программа по литературе ( 8 класс)  обеспечивает выполнение требований  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по литературе», Программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией      Г.И. Беленького и  Ю.И. Лыссого.- М.: Мнемозина, 2006год. Реализуется в УМК под редакцией   Г.И. Беленького (учебникЛитература.Начальный курс. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012   год).
 
Всего 70 часов (в неделю 2 часа).
 
 
ЦЕЛИ  ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс
(70 часов)
 
 
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. 
 
Внеклассное  чтение
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 часа)
 
Исторические песни
Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие ( роль вымысла, ритмические особенности , повторы). 
 
Лирические песни
Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих ,параллелизмы , особенности лексики ,повторы.
 
Гомер (2 часа)
«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» 
"Одиссея” как "поэма странствий”. Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.
 
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  (2 ЧАСА)
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.
"Поучение” Владимира Мономаха 
Жанр и композиция "Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".
"Житие Сергия Радонежского” 
Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии". 
 
Литература европейского Возрождения
М. Сервантес (2 часа)
Слово о писателе.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот  и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.
 
У. Шекспир (4 часа)
Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта».
Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. 
Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») 
Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
 
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
 
Литература XVIII ( обзорная лекция) (1 час)
 
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы "человек и природа”.
 
М.В. Ломоносов (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор). 
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
 
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
 
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
 
А.С. Пушкин  (10 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Капитанская дочка»
Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская Дочка».
Повесть «Пиковая дама»
Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.
 
М.Ю. Лермонтов (5 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Мцыри». 
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала. 
Сочинение по поэме М.Ю Лермонтова « Мцыри»
 
Н.В. Гоголь (9часов)
          Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Ревизор».
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.
Сочинение по комедии Н.В. Гоголя « Ревизор»
 
Повесть «Шинель».
«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и "маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
 
Внеклассное  чтение 
          И.С. Тургенев (2 часа) 
           Жизнь и творчество (обзор).
         Повесть «Ася».
 Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая  атмосфера повести.
 
Л.Н. Толстой (4 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «После бала» 
Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.
Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».
 
Ф.М. Достоевский (3 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Повесть «Белые ночи» 
Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.
 
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
 
Литература XX ( обзорная лекция) (1 час)
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
 
А.И. Куприн (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Гамбринус» 
Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя.  Гуманистический пафос произведения Куприна. 
 
М. Горький (2 часа)
Слово о писателе.
«Песня о Соколе» 
Романтизм раннего творчества  М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
 
А.А. Блок (1 час)
Слово о поэте
Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…»  Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.
 
А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Сероглазый король» 
Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.
 
Б.Л. Пастернак (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…» Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. 
 
М.А. Булгаков (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце». 
Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.
 
А.Т. Твардовский (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» 
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического,  народность языка "Книги о бойце”.
 
М.М. Зощенко (2 час)
Слово о писателе.
Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») 
Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.
 
Н.А. Заболоцкий (1 час)
Слово о писателе.
Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…» 
Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.
 
В.М. Шукшин (2 час)
Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал», «Чудик» 
Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. 
 
Б.Ш. Окуджава (1 час) Слово о поэте 
Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» 
Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.
 
В.С. Высоцкий (1 час) Слово о поэте 
Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.
 
 
 
 
 
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия.
            уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, 
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; 
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
 
 
 
 
Учебно- методическое обеспечение
 
1.Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2010 год.
 
2. Универсальные поурочные разработки по литературе . 8 класс. М.:ВАКО, 2008г.
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Мои файлы | Добавил: Карпачёв
Просмотров: 7465 | Загрузок: 417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Как Вы относитесь к введению школьной формы?
Всего ответов: 316
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0