Суббота, 17.11.2018, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Русский язык. 8 класс. Контрольно-измерительные материалы

http://karpachevsergey.ucoz.ru/docs/karpachjov_s-v-8_kl-kim_k_planirovaniju.docx ссылка для скачивания материала

8 класс
Русский язык
Контрольно- измерительные материалы
Составил Карпачёв С.В.


Диктанты

Контрольный диктант №1  по теме « Повторение изученного в 5- 7 классах»
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая, но с четырьмя выступами.
  Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у родника, а затем резко взбирается в гору. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.
  Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
   Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение десятилетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
    Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.
 
Диктант
Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шёл по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые лесочки с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.
   Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твёрдую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. Плывущие по ней брёвна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, как будто кто-то стучал топором по дереву.
   На другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.
    Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окружённой со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что-то негромко напевал.
Контрольный диктант №2 (или тест) по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса»
Диктант

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
       Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — « перископы».Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
      Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет» .
      Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
      Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов)
Диктант

Если бы удалось чудесным образом оживить девочку, жившую в Риме более двух тысяч лет назад. Она не поняла бы речи окружающих. Все: ее родители, учителя, подруги и знакомые – говорили на латинском языке. За это время он изменился до неузнаваемости. Сегодня на нём идут богослужения в католических храмах, его изучают языковеды, его терминологией пользуются учёные. Но на родной улице нашей девочки никто не обратится к прохожему на латыни. Его место занял итальянский язык. Итальянский – потомок латинского. В других частях Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, румынский, португальский.
Языки изменяются, развиваются и обогащаются. Что-то новое отличает речь каждого поколения от предыдущего. В течение нескольких веков накапливаются поразительные изменения. Недаром подлинный памятник искусства – «Слово о полку Игореве» - приходится переводить с древнерусского на современный язык.
Наш современный язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем язык времён Александра Невского или даже Пушкина. (140 слов)
( По « Детской энциклопедии»)

Контрольный диктант №3  (или тест) по теме: «Предложения с однородными членами» 
Диктант

Март – первый весенний месяц./ Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.
Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.
В России март не всегда бывает тёплым./ / Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи.** Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.
Грамматическое задание
1 вариант 2 вариант
1. Начертите схему предложения, отмеченного в тексте:
* **
2. Подчеркните грамматические основы в предложении, отмеченном
/ //
3. Объясните графически постановку знаков препинания
во 2-м предложении второго абзаца в последнем предложении

Контрольный диктант №4(или тест) по теме: «Обращение, вводные конструкции, вставные конструкции  » 
Диктант

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. 
Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.
(По А. Воловик)
Диктант

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)
( По В. Арсеньеву)
Контрольный диктант №5  (или тест) по теме: «Предложения с обособленными определениями и приложениями» 
Диктант

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)
( По Э. Патсон)
Диктант

История открытия планеты Нептун, безусловно, интересна.
Наблюдая за движением звёзд, Леверье, французский астроном, обнаружил, что орбита Урана не совсем совпадает с той расчётной, которая у него должна быть. По мнению учёного, она содержала хотя и незначительные, но несомненные отклонения, странные и загадочные. Это было фактом, требующим объяснения. Как истинный учёный, Леверье не мог не задуматься над этим. И он нашёл объяснение. Астроном предположил, что эти отклонения являются следствием воздействия на Уран планеты, пока неизвестной учёным. Именно она, ещё более далёкая от Солнца планета, по мысли учёного, заставляет Уран «вести себя» не по звёздным законам.
По отклонениям в орбите астроном установил, где на небе надо искать виновника этого. Впоследствии учёные, используя расчёты Леверье, с помощью телескопов нашли Нептун (так назвали эту планету ) точно в указанном месте звёздного неба. Так планета, вначале открытая учёным « на кончике пера», затем уже была поймана путём наблюдения в телескоп. (143 слова)

Контрольный диктант №6 (или тест) по теме: «Предложения с обособленными членами» 
Диктант

В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, тёмного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сеттер, а тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней… (140 слов)
( По Л. Андрееву)

Диктант

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.
В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.
Проделав круг по центральной части полотна. Взгляд зрителя устремляется в глубь двора и за его пределы. Где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе. (148 слов)
( По Э. Патсон)

Итоговый контрольный диктант №7
Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. 
С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. За мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. Степь увлекала, овладевая душой, наполняя её чувством радости. 
За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. Есть что-то чистое и весёлое в этих апрельских болотцах. Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по её бережкам, оставляя на иле свои звёздообразные следы. В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. 
Курган был дикий, ещё ни разу не тронутый плугом . «Время его – 
подумал я, – навсегда проходит. В вековом забытьи он только вспоминает далёкое былое, прежние степи, прежних людей».
(По И. Бунину)

Контрольное изложение
Как я покупал собаку 

Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы всё понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал её не от нужды, а от обиды: поблизости Орехова пропали тетерева и куропатки, и охотиться стало не на кого. 
Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством. 
Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику. 
К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин всё стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза. 
В квартиру пёс поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошел ко мне – я в это время сидел на диване – и неожиданно опустил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. 
Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец, я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг… в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо. 
На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удаётся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пёс лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность. 
К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом. 
Томка первым услышал его шаги по лестнице. Он еще не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошел в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лег на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это означало, наверное: «Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся». 
В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом.

Задание. Самостоятельно составить и написать заключительную часть рассказа. Сделать вывод.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ ПО ТЕМАМ:
1."Словосочетание"
а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении словосочетания? Зависит ли строение от значения?
б) Бывают ли синонимичные словосочетания?
2."Предложение"
а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении предложения?
б) Что называется грамматической основой предложения?
в) Как делятся предложения по цели высказывания? Что называется восклицательным предложением? Как объяснить, что в предложении ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СКАЗАЛ
ВСЕЙ ПРАВДЫ?! стоят два знака препинания?
г) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?
д) Как делятся простые предложения по количеству главных членов в грамматической основе? Как делятся предложения по наличию - отсутствию второстепенных
членов?
е) Могут ли быть односоставные предложения распространенными, а двусоставные -нераспространенными?
3."Двусоставные предложения"
а) Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличаются
распространенные предложения от нераспространенных?
б) Чем выражается подлежащее? Приведите примеры.
в) Какие виды сказуемого вы знаете? Как выражается в каждом грамматическое и лексическое значение? Приведите примеры.
г) Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым? Приведите примеры.
д) На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.
е) Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? Приведите примеры.
ж) Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.
з) Расскажите о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах.
4."Односоставные предложения"
а) Какие односоставные предложения вы знаете?
б) Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?
в) Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член? Приведите примеры.
г) Где чаще употребляются назывные предложения?
д) Чем отличаются неполные предложения от односоставных? Могут ли быть односоставные предложения неполными? Приведите примеры.
5."Предложения с однородными членами"
а) Какие члены предложения называются однородными? Как они соединяются между собой?
б) Назовите группы сочинительных союзов. Приведите примеры.
в) Как можно различить однородные и неоднородные определения? Приведите примеры.
г) Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.
д) При каком условии запятая между однородными членами не ставится?
е) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
6."Предложения с обособленными членами"
а) Какие члены предложения называются обособленными?
б) В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.
в) Расскажите о пунктуации при однородных приложениях. Приведите примеры.
г) В каких случаях обособляются деепричастные обороты и одиночные деепричастия? Приведите примеры.
д) Расскажите об обособлении существительных с предлогами. Приведите примеры.
е) Для чего служат уточняющие члены предложения? Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие?
ж) Для каких стилей речи характерны обособленные причастные и деепричастные обороты?
7."Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями"
а) Для чего служат обращения? Чем они бывают выражены?
б) Назовите группы вводных слов по значению. Приведите примеры.
в) Какие знаки препинания и в каких случаях используются для выделения на письме вводных слов и предложений? Приведите примеры.
г) Какие конструкции называются вставными? Для чего они используются?
д) Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции?
8."Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".
а) Назовите способы передачи чужой речи. Для каких целей служит каждый из них? Приведите примеры.
б) Что называется прямой речью? Расскажите, какие существуют правила для передачи прямой речи на письме.
в) Что называется косвенной речью? Из каких частей состоят предложения с косвенной речью? Как соединяются эти части?
г) Что называется цитатой? Какие вы знаете способы цитирования?
КОНТРОЛЬНЫЕ    СЛОВАРНЫЕ    ДИКТАНТЫ    
1.        2.    
1 вариант    2 вариант    1 вариант    2 вариант
комитет    преследование    дискуссия    труженик
карнавал    комиссия    дебаты    ансамбль
конгресс    привилегия    эксперимент    композиция
большинство    иллюминация    преобразиться    иллюстрированный
театр    конференция    реставрация    пьеса
репетиция    меньшинство    труженик    ландшафт
биография    президент    девиз    дискуссия
маршрут    искусный    ансамбль    троллейбус
легендарный    режиссёр    композитор    резолюция
искусство    поражать    иллюстрированный    пейзаж
ровесники    карнавал    пьеса    трамвай
митинг    библиограф    троллейбус    девиз
делегат    каникулы    трамвай    преданный
кандидат    легенда    идеал    дебаты
сверстник    преданный    резолюция    реставрировать
традиция    идеология    пейзаж    преобразование
преданность    сверстник    конференция    экспериментировать
поражать    искусство    большинство    воплощение
стипендия    депутат    ландшафт    комиссия
идеал    митинг    воплотить    режиссёр
диплом    истинный    комиссия    поразительный
аттестат    свидетельство    репетиция    маршрут
талантливый    аттестат    конгресс    традиция
секретарь    стипендиат    поражать    легендарный
подлинный    обелиск    каникулы    конгресс
истинный    традиция    эскадрилья    плакат
героизм    гениальный    делегат    меньшинство
привилегия    директор    кандидат    конференция
профессия    подлинный    преданность    эскадрон
преследовать    специальность    транспарант    депутат
искусный    талантливый    плакат    подлинный
приоритет    регулировать    традиция    стипендиат
президиум    мужество    аттестат    обелиск
режиссёр    профессия    подлинный    транспарант
КОНТРОЛЬНЫЕ    СЛОВАРНЫЕ    ДИКТАНТЫ    2 стр.
1.        2.    
1 вариант        2 вариант    
постамент    пьедестал    библиофил    территория
аттракцион    кандидат    искусство    панорама
галерея    декларация    фантазия    беллетристика
достоинство    ансамбль    информировать    галерея
во что бы то ни стало    как ни в чем не бывало    как ни в чём не бывало    во что бы то ни стало
труженик    реставрация    библиотекарь    фильмотека
аудитория    лаборатория    галерея    воображение
экспозиция    кульминация    впечатление    эпилог
пьеса    поражать    беллетристика    библиография
ландшафт    галерея    территория    дебют
воплотить    эксперимент    панорама    симфония
режиссёр    достоинство    диалог    монолог
преданность    легенда    симфония    искусный
композитор    фестиваль    воображение    библиотека
конференция    депутат    традиция    информация
профессия    традиция    корреспондент    впечатление
лаборатория    корреспондент    профессия    достоинство
иллюминация    талантливый    кульминация    профессия
иллюстрированный    комиссия    труженик    как будто
конгресс    обелиск    постамент    будущее
дебаты    аудитория    сверстник    труженик
архитектор    дискуссия    дискуссия    аттестат
пьедестал    иллюстрация    искусный    преданность
экспериментировать    репетиция    ровесник    конференция
аттестат    как будто    дебют    искусство
не что иное, как    ничто иное не    иллюстрация    фантазия
кавалерия    территория    следующий    иллюстрация

Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (06.03.2014)
Просмотров: 26006 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Вы за пятидневку или шестидневку в школе?
Всего ответов: 164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0