Среда, 24.04.2024, 08:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка к ГИА.
Неизменяемые приставки. Теория
 
 
1.Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. 
Правописание таких приставок следует запоминать. 
 
Список неизменяемых приставок смотрите далее:
 
О- : окликнул, остановка, осадок, онеметь
 
У- : убежал, уехал, успокоиться
ДО- : добраться, дойти, догадка
ПО- : поверье, подворье, порезать, полагаться
ПРО- : проварить, пробел, проделка, произрастать
ПРА- : В особом значении: прабабушка, праязык
НА- : нападение, накрыть, нагнать
ЗА- : задаваться, заключенный, забрать, забить
НАД- (НАДО-):  надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться
ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить, подсказать, подождать
ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть, открыть
ОБ-(ОБО-): обстричь, обточить, обтереть, обойти
В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться, вовлечь
ВЫ - вышагивать, выход, выпрыгнул
ПРЕД- (ПРЕДО-):  председатель, предшественник, предрешать, предостеречь
ПЕРЕ-:  перегной, перелить, перекос
С- (СО-):  сдвинуть, согнуться
 
2.В некоторых неизменяемых приставках может происходить ОГЛУШЕНИЕ или ОЗВОНЧЕНИЕ согласного.
 
ОГЛУШЕНИЕ – это замена парного по звонкости-глухости звонкого согласного глухим.
Например: в слове ОБТОЧИТЬ звонкая согласная Б в приставке ОБ- даёт глухой звук П, то есть происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного.
 
ОЗВОНЧЕНИЕ - это замена парного по звонкости-глухости глухого согласного звонким.
Например: в слове СДЕЛАТЬ глухая согласная С в приставке С- даёт звонкий звук З, то есть происходит ОЗВОНЧЕНИЕ согласного или в слове ОТБРОСИТЬ глухая согласная Т в приставке ОТ- даёт звонкий звук Д.
 
3.ОГЛУШЕНИЕ или ОЗВОНЧЕНИЕ может происходить НЕ ВО ВСЕХ неизменяемых приставках, а только в следующих: 
 
• согласный на конце приставок В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД- ОГЛУШАЕТСЯ только в том случае, если после него стоит глухой согласный; 
 
• согласный на конце приставок ОТ-, С- ОЗВОНЧАЕТСЯ только в том случае, если после него стоит звонкий согласный.      
При этом правописание этих приставок не меняется !!!
 
ЗАПОМНИТЕ: Чтобы правильно выделить приставку в слове, нужно сначала найти корень слова!
 
Приставки, оканчивающиеся на З-С (подготовка к заданию А6)
Обновление от 27.12.2011. 
 
С правописанием приставок, оканчивающихся на З-С, связано задание А6экзаменационного теста.
 
Раньше оно звучало так: "Из данных предложений (указаны номера) выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой". 
 
В этом году несколько изменилась не только формулировка задания, но и его формат:
 
 
 
 
В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1) свалявшейся   2) беззвучно   3) откатывались   4) впалыми
Это один из вариантов новой формулировки.  Другие варианты:
 
1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С"?
 
2. В каком слове правописание приставки зависит от глухости или звонкости последующего согласного?
 
Как готовиться к данному заданию?
 
Сначала повторяем правило:
 
 
В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: 
 
перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», 
 
перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з».
 
Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).
 
 
Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С:
 
без-, бес-
воз-, вос-
вз-, вс-
из-, ис-
низ-, нис-
раз-, рас-
роз-, рос-
черес-, чрез-
 
 
А теперь рассмотрим, какие ошибки можно допустить при выполнении задания А6:
 
 
Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. 
 
Примером этого могут служить слова РАЗузнать и БЕЗъядерный.
 
 
Ошибка 2. 
 
Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.  
 
Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.
 
 
Ошибка 3. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. 
 
Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.
 
Ошибка 4. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками. 
 
Например:
 
1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
 
 
Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание.
 
 
В каждой группе слов найди лишнее:
 
 
а) безобразие, бездельник, безграмотность
б) разговаривать, разбить, разъяриться
в) возглас, возня, возраст
г) бескровный, беспокойство, беситься
д) разбить, разузнать, раздуть
е) низвергнуть, низвести, низкорослый
 
 
Теперь выполняем тренировочное задание в формате ГИА-2011:
 
 
В данных предложениях найдите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.
 
Внимание! В данных предложениях может быть не одно, а два и более слов на указанную орфограмму.
 
 
а) Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…
 
 
б) Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска.
 
 
в) Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы.
 
 
г) Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая безнадежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне.
 
 
д) Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах.
 
 
е) Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его сделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага.
 
 
ж) Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бессмысленно-вопрошающей улыбкой, раздвигающейся все более и более.
 
 
з) Целый день гробовщик разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.
 
 
 
 
Ответы к заданию "В каждой группе слов найди лишнее".
а) БЕЗобразие
б) РАЗъяриться
в) возня (корень -ВОЗ-)
г) беситься (корень -БЕС-)
д) РАЗузнать
е) низкорослый (корень -НИЗ-)
 
Ответы к заданию в формате ГИА:
а) РАЗгорячённый
б) ВЗглянуть, РАСкроивши
в) ВОЗвратясь, ВСпомнили, РАЗмышлял
г) БЕЗнадёжная
д) ИСцарапанной
е) ЧРЕЗвычайно, БЕСпрестанно, всеВОЗможным
ж) БЕСсмысленно-..., РАЗдвигающейся
з) РАЗгуляя, Извозчика
 
Экспресс-подготовка к заданию В3 (правописание приставок пре- и при-)
Данная статья содержит материал для подготовки к заданию В3, связанному с правописанию приставок.
Напоминаю о том, что приставки в русском языке подразделяются на следующие группы:
1. приставки, оканчивающиеся на з-с;
2. неизменяемые приставки;
3. приставки пре-, при-;
4. приставки, правописание которых зависит от ударения.
 
Этап 1
Остановимся на приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Рассмотрим возможные варианты формулировки данного задания:
 
Вариант 1. Из предложений 15-19 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Если приставка имеет значение приближения, то в ней пишется буква И". (ответ: ПРИЕХАЛ)
 
Вариант 2. Из предложений 9-11 выпишите слово, в котором приставка употреблена в значении приставки ПЕРЕ-. (ответ: ПРЕкратить)
 
Вариант 3. Из предложений 6-8 выпишите слово, написание приставки в котором определяется значением присоединение. (ответ: ПРИКЛЕИЛА)
 
Вариант 4. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значениинеполноты (незавершённости) действия". (ответ: ПРИНАГНУЛАСЬ)
 
Вариант 5. Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки ПРЕ- в котором зависит от его лексического значения". (ответ: ПРЕБЫВАТЬ на вокзале)
 
Вариант 6. Из предложений 22-24 выпишите слово с приставкой ПРИ-, имеющей неясное значение. (ответ: ПРИЗНАТЬСЯ)
 
Вариант 7. Из предложений 31-33 выпишите слово, в котором ПРЕ-) входит в корень (не является приставкой). (ответ: ПРЕСТИЖНЫЙ)
 
Этап 2
Вспомним правило:
 
Приставка ПРИ- пишется в следующих значениях:
1. приближения (примчался)
2. присоединения (пришил)
3. близости (пришкольный)
4. неполного действия (прикусил)
5. доведения действия до конца (пристрелить)
 
Приставка ПРЕ- пишется в следующих значениях:
1. = очень (премудрый)
2. = ПЕРЕ- (преступник)
 
Этап 3
Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:
 
1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)
2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)
Внимание!  Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить.
3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь(закрыть неплотно или тихо, осторожно)
4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)
5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)
6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)
7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)
8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)
9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)
10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)
11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)
 
 
Этап 4
Выполни следующие задания:
 
Задание 1. Определить значение приставки ПРИ- в данных словах:
 
 
прибрежный, придумать, пригнуть, пристрочить, притащиться, приготовить, прилегла, привинтила, пришкольный, прикусить, присудить, приволок, привязанный, призакрытые, приморье, приусадебный, привстал, припаянный, примчался, приозёрный, прикатился
 
Задание 2. Определить значение приставки ПРЕ- в данных словах:
 
прекословить, предлинный, преподаватель, прескверный, предатель, преломление, прежадный, превратить, пренеприятный, преобразить,
преспокойный, прекратить, преобразовать, премного, превзойти, преграда, важный-преважный
 
Задание 3. Найти слова, в которых ПРИ- , ПРЕ- не являются приставкой:
прелесть, претензия, пригорок, претендент, преступник, престиж, припадок, прелюдия, президент, приманка, привилегия, примадонна, примат, приезжий, преграда, принципиальный, приоритет, прицел, премьера
 
Задание 4. Определить, чем является ПРЕ- в данных словах (приставкой ПРЕ-, частью приставки ПРЕД-, частью приставки ПРЕДО-, частью корня)
 
предательство, предбанник, предалёкий, предостережение, предвестник, предвыборный, предмет, предугадать, предельный, предложение, предоставить, предписание, предлинный, предводитель
 
 
Материал для самопроверки, который содержит данная статья, поможет вам определить, насколько хорошо вы усвоили тему, связанную с правописанием приставок пре- и при-.
 
Ответы на задание 1:  Определить значение приставки ПРИ- в данных словах
 
прибрежный (близость)
придумать (доведение действия до конца) 
пригнуть (приближение или неполное действие) 
пристрочить (присоединение) 
притащиться (приближение)
приготовить (доведение действия до конца)
прилегла (неполное действие)
привинтила (присоединение) 
пришкольный (близость)
прикусить (неполное действие) 
присудить (доведение действия до конца) 
приволок (приближение) 
привязанный (присоединение) 
призакрытые (неполное действие) 
приморье (близость) 
приусадебный (близость) 
привстал (неполное действие) 
припаянный (присоединение) 
примчался (приближение) 
приозёрный (близость) 
прикатился (приближение)
 
Ответы на задание 2: Определить значение приставки ПРЕ- в данных словах
 
прекословить (=пере-, перечить)
предлинный (=очень длинный)
преподаватель (=пере-, передаёт знания)
прескверный (=очень скверный) 
предатель (=пере-, передать)
преломление (=пере-, переломить) 
прежадный (=очень жадный)
превратить (=переделать)
пренеприятный (=очень неприятный)
преобразить (=пере-, переделать) преспокойный (=очень спокойный)
прекратить (=пере-, перестать)
преобразовать (=пере-, переделать)
премного (=очень много)
превзойти (=пере-, перейти) 
преграда (=пере-, перегородить) 
важный-преважный (=очень важный)
 
 
Ответы на задание 3: Найти слова, в которых ПРИ- , ПРЕ- не являются приставкой
 
прелесть, претензия, претендент, престиж, прелюдия, президент, привилегия, примадонна, примат, принципиальный, приоритет, премьера
 
Ответы на задание 4: Определить, чем является ПРЕ- в данных словах (приставкой ПРЕ-, частью приставки ПРЕД-, частью приставки ПРЕДО-, частью корня) 
 
ПРЕ-: предательство, предалёкий, предлинный,
ПРЕД-: предбанник, предвестник, предвыборный, предугадать, предложение, предписание,  предводитель 
ПРЕДО-: предостережение, предоставить
ЧАСТЬ КОРНЯ: предмет,  предельный 
Иноязычные приставки. Теория
Предметом обсуждения данного поста снова будут приставки. На этот раз иноязычные. Дело в том, что задание В3 в некоторых экзаменационных тестах может звучать примерно так: "В предложениях 7-13 найдите слово с иноязычной приставкой".
Конечно же, это задание будет сложным для тех, кто не знаком с иноязычными приставками.
Так что давайте знакомиться!
Данный перечень содержит не только приставки, но и их значение, а также примеры слов.
 
1. А- / АН- : «отрицание, отсутствие какого-либо качества».
Пример:  аморальный, алогичный, анэлектрон 
 
 
2. АНТИ-: «противо». 
Пример: антинаучный, антихудожественный, антимиры.
 
3. АРХИ-: «высшая степень признака».
Пример: архиважный, архимиллионер. 
 
4. ГИПЕР-: «превышение нормы».
Пример: гипертония, гиперфункция
 
5. ГИПО-: «понижение против нормы». 
Пример: гипотония, гипотрофия, гипофункция
 
6. ИНФРА-: соответствует русскому ПОД.
Пример: инфразвук, инфракрасный 
 
7. ДЕ- (перед согласными), ДЕЗ- (перед гласными): "отмена, отрицание чего-либо".
Пример: демонтаж, демобилизация, деквалификация, дезинфекция 
 
8. ДИС- (перед согласными), ДИЗ- (перед гласными и ъ): «разделение, отрицание, противопоставление».
Пример: дисгармония, дисквалификация, дисфункция, дискомфорт, дизъюнкция
 
9. ИНТЕР-: соответствует русскому МЕЖДУ.
Пример: интернациональный, интерлингвистика
 
10. КОНТР-: соответствует русскому ПРОТИВ.
Пример:  контрагент, контратака, контрмарш 
 
Внимание: в слове контр-адмирал контр- не имеет значения приставки и по аналогии с вице-адмиралом пишется через дефис. 
 
11. РЕ-: «возобновление, повторность действия».
Пример: репродукция, реинфекция 
 
12. ПРО-: «быть сторонником, действовать в чьих-либо интересах», «вместо кого- или чего-либо».
Пример: проимпериалистический; проректор 
 
13. ПОСТ-: соответствует русскому ПОСЛЕ. 
Пример: постимпрессионизм, поствулканические процессы
 
14. ПРОТО-: «исходный, высший, старший, главный».
Пример: прототип, протозоология 
 
15. СУБ-: соответствует русскому ПОД.
Пример: субтропики, субинспектор
 
16. СУПЕР-: соответствует русскому СВЕРХУ и НАД; «главный, высшего качества».
Пример: суперобложка, суперфосфат, суперавиация
 
17. ТРАНС-: «движение через какое-либо пространство».
Пример: транссибирская железная дорога
 
18. УЛЬТРА-: соответствует русскому ДАЛЕЕ, БОЛЕЕ, СВЕРХ.
Пример: ультрамодный, ультрасовременный 
 
19. ЭКСТРА-: соответствует русскому ВНЕ, СВЕРХ: 
Пример: экстраординарный
 
20. ПАН-: «относящийся ко всему, охватывающий все».
Пример: панславянский, панамериканский, пандемия
Приставки, правописание которых зависит от ударения
Напомню, что приставки в русском языке можно разделить на следующие группы:
1 - неизменяемые приставки;
2 - приставки, оканчивающиеся на З-С;
3 - приставки ПРЕ-, ПРИ-;
4 - иноязычные приставки;
5 - приставки, правописание которых зависит от ударения.
 
Первые четыре группы мы рассматривали ранее. В этой статье сосредоточимся на пятой группе - приставках, правописание которых зависит от ударения.
 
Итак, начнём.
 
От ударения зависит правописание гласных в следующих приставках:
 
а) РАЗ- (РАС-) и РОЗ- (РОС-),
б) НЕ- и НИ-.
 
Этап 1. Остановимся на приставках РАЗ- (РАС-) и РОЗ- (РОС-).
 
Правило очень простое, оно звучит так:
 
В приставках РАЗ- (РАС-), РОЗ- (РОС-) под ударением пишется О, без ударения - А.
 
Например: разыграть - розыгрыш, рассыпать - россыпь
 
 
Этап 2. В случае с приставками НЕ- и НИ- действует аналогичное правило:
 
В отрицательных и неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях под ударениемпишется приставка НЕ-, а без ударения - приставка НИ-.
 
Обратите внимание на то, с какими частями речи употребляются вышеназванные приставки.
 
Это отрицательные и неопределённые местоимения и отрицательные наречия.
 
Как распознать эти части речи среди других? Очень просто!
 
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ и НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
 
Как известно, местоимение в предложении может занимать место одной из трёх частей речи, называемых в русском языке именами: имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.
 
Вспомним, на какие вопросы отвечают эти части речи.
 
Имя существительное: на падежные (кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)
 
Имя прилагательное: какой? чей?
 
Имя числительное: какой? сколько?
 
Если добавить к этим вопросам приставки НЕ- и НИ-, то мы получим отрицательные и неопределённые местоимения.
 
Отрицательные местоимения:
никто
ничто
некого - никого
нечего - ничего
некому - никому
нечему - ничему
некем - никем
нечем - ничем
никакой 
ничей 
нисколько
 
Неопределённые местоимения:
некто
нечто
несколько
 
Обратите внимание:
вопросы какой? чей? не сочетаются с приставкой НЕ-;
а в случае с вопросами о ком? о чём? НЕ и НИ являются не приставками, ачастицами, т.к. пишутся раздельно (не о ком - ни о ком, не о чем, ни о чём).
Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
 
Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки и количества.
 
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ
 
Теперь вспомним, на какие вопросы отвечают наречия: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?
 
Добавим к вопросам приставки НЕ- и НИ- и получим отрицательные наречия:
 
негде - нигде
некогда - никогда
некуда - никуда
неоткуда - ниоткуда
незачем
никак
 
Обратите внимание:
вопрос почему? не сочетается с приставками НЕ- и НИ-;
вопрос зачем? не сочетается с приставкой НИ-;
вопрос как? не сочетается с приставкой НЕ-;
не путайте отрицательные наречия с отрицательными местоимениями не за чем и ни за чем.
Теперь отрицательные местоимения и наречия вы с лёгкостью узнаете в тексте!
 
Переходим к практике!
 
Упражнение 1. В каком слове нет приставки, правописание которой зависит от ударения?
1. роспуск, рослый, расписной
2. разница, разбитый, разыгрывать
3. расписка, раскрашенный, растение
4. некуда, нечего, немного
5. никому, низкий, некем
 
Упражнение 2. В данных предложениях найдите слова с приставкой, правописание которой зависит от ударения.
 
1. (11)Дедушка пригибает ближайший куст, стряхивает на ладонь ягоды и сыплет их в рот. (12)Я тоже стараюсь не отставать. (13)Ягоды такие вкусные, что я начинаю жадничать. (14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.
 
2. (1)Лёшка не любил смотреться в зеркало. (2)Зачем? (3)Ведь он и так знал, что некрасив. (4)А свои веснушки и непослушные рыжевато-белёсые вихры, которые никакая расчёска не могла пригладить, он просто ненавидел.
 
3. (17)Отсюда хорошо были видны ярко освещённые окна нижнего этажа нового четырёхэтажного здания, где жила Варя. (18)Направляясь домой, Варя никак не минуетпереезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет.
 
4. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 
 
5. (4) Овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил вплотную ко двору; на месте истопки царственно разросся густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов, крапивы, малинника.
 
6. (6) На месте стоявшей здесь хаты тянулась из сорняков к свету колючая груша-дичка - может, непотребный отпрыск некогда росших здесь груш-спасовок, а может, случайная самосейка, занесённая из леса птицами.
 
7. (9) Прилетавшие из леса птицы почему-то никогда не садились на её ветвях, предпочитая рослый ольшаник поблизости. (10) Вороны, возможно, помнили что-то, а может, своим древним инстинктом чуяли в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды.
 
8. (17) История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок.
 
9. (12) Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев-косач
не обратил на них никакого внимания. (13) Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели
сложились, как мостик, между двумя деревьями.
 
10. (1)Когда мальки выберутся из-под слоя гальки, они будут похожи на тоненькие ниточки. (2)Через несколько недель появятся плавники, потом жабры, а тело покроет первая чешуя. (3)Первый год жизни маленькие нерки проведут на родном мелководье.
 
 
 
 
Упражнение 1. 
 
1. рослый (рос - это не приставка, а корень)
2. разница (разн - корень)
3. растение (раст- корень)
4. немного (это не отрицательное наречие)
5. низкий (низ - корень)
 
Упражнение 2.
1. ничего
2. никакая
3. никак
4. растрёпанными
5. разросся
6. некогда
7. никогда
8. раскачивала, разбивались
9. никакого
10.несколько
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (05.11.2013)
Просмотров: 4385 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0