Презентация к уроку здесь
Скачать конспект урока вы можете по данной ссылке http://karpachevsergey.ucoz.ru/docs/urok_obstojatelstvo.docx
Обстоятельство.
Виды обстоятельств по значению
Конспект урока
Класс: 8
Вид урока: изучение новой темы.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков: 1-й урок по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот в роли обстоятельства»
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- «Корзина идей»;
- «Верно-неверно»;
- «Кластер»;
- инсерт;
- акетирование.
Цели урока
образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Второстепенные члены предложения»;
- формирование знаний о видах обстоятельств в русском языке, формирование умений определять виды обстоятельств в русском языке;
-формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
цели развивающие:
- развитие навыков групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование:
-компьютерная презентация, рабочий лист, таблица «Виды обстоятельств в русском языке».
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, на прошлых уроках вы начали знакомство с второстепенными членами предложения.
- Цель нашей работы сегодня – продолжить знакомство обстоятельством как членом предложения. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Начнем урок с проверки знаний.
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Приём «Корзина идей»
- Что вам известно об обстоятельстве?
Возможные варианты ответов: обстоятельство - второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется к сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже. Подчёркиваются штрихпунктирной линией. Нам известны обстоятельства места, времени, образа действия.
-Откуда у вас сведения об обстоятельстве?
Ответы учащихся:
-Прочитал в учебнике.
-Слышал раньше от учителя.
-Узнал от одноклассника и др.
Предлагаю проверить каждому из вас известные сведения об обстоятельстве с помощью таблицы «Верите ли вы, что…» . Поставьте любой значок в той колонке, где, по вашему мнению, находится правильный ответ.
|
Верите ли вы, что…
|
да
|
нет
|
1
|
Обстоятельство - второстепенный член предложения
|
+
|
|
2
|
Обстоятельство присоединяется к сказуемому
|
+
|
|
3
|
Обстоятельство относится к подлежащему
|
|
+
|
4
|
Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой?
|
|
+
|
5
|
Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?
|
+
|
|
6
|
Обстоятельства бывают места, времени и образа действия
|
|
|
7
|
Обстоятельство может быть выражено глаголом
|
+
|
|
8
|
Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом
|
|
+
|
9
|
Деепричастный оборот может быть обстоятельством
|
+
|
|
10
|
Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным
|
+
|
|
11
|
Подчеркивается волнистой линией
|
|
+
|
- Какие неверные утверждения вы обнаружили? (Учащиеся называют неверные утверждения, затем учитель показывает слайд с верными вариантами ответов).
Составьте кластер «Виды обстоятельств». Какие три известные вам с 5-го класса три вида обстоятельств вы занесёте в схему. (рабочий лист стр.1)
(Обучающиеся называют обстоятельства места, времени и образа действия)
III. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
Наша задача сегодня – выяснить, какие виды обстоятельств существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов обстоятельств выделяют.
ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Прочитайте материал на стр.174.
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Вопросы к классу:
1.Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
(Обстоятельство - второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется к сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже)
2.Какую новую информацию вы получили?
(Обстоятельства могут быть выражены сравнительным оборотом. По значению выделяют обстоятельства образа действия, места, времени, меры и степени, причины, цели, условия, уступки).
Рассмотрите таблицу «Виды обстоятельств»
Подумайте, что нам нужно уметь делать, чтобы правильно определить вид обстоятельства?
Виды обстоятельств
|
Вопросы
|
Примеры
|
Места
|
где? куда? откуда? докуда?
|
появились вдали
проводил до станции
|
Времени
|
когда? с каких пор? до каких пор?
|
приехали накануне
остался до утра
|
Причины
|
почему? отчего?
|
задержался из-за непогоды
|
Цели
|
зачем? для чего?
|
сделать назло
|
Образа действия
|
как? каким образом?
|
приплыли быстро
|
Меры
|
сколько раз? как много? как долго?
|
звонил дважды
|
Степени
|
в какой мере? в какой степени?
|
весьма удивлен
|
Условия
|
при каком условии?
|
при желании научитесь
|
Уступки
|
вопреки чему?
|
вопреки желанию не успел
|
|
|
|
-Что нам нужно знать, чтобы правильно определить вид обстоятельства?
(Знать, на какие вопросы отвечают, к какому слову в предложении относятся (к сказуемому)).
Пустой слайд – «Виды обстоятельств»
Учитель:
- Давайте проверим, насколько развита у вас память.
- Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)
- Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7
Учитель
А теперь предлагаю вам закрепить полученные знания с помощью следующих упражнений.
Задание 1. (рабочий лист стр.1-2)
Найдите и выпишите из данного текста обстоятельства, со словами, к которым они относятся (5 примеров). Определите вид обстоятельств.
Для работы я вам предлагаю текст Ольги Берггольц. В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе. (...) Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда." В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград".
О да — и н а ч е н е м о г л и
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
Казалось — солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
навеки лунный снег, и лед,
и голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут...
— Гражданочки, держаться можно...—
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
...О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Ольга Берггольц
Ленинградская поэма
Задание 2. (рабочий лист стр. 3)
27 января 1944 года - что это за дата?
27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
Гитлер решил стереть с лица земли город Ленинград… Было предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия… Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Сильные морозы царили в городе зимой. В первую зиму блокады многие ленинградцы умерли от холода, особенно после того, как в декабре 1941 г. из-за нехватки топлива было отключено отопление. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в домах, которые не отапливались. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Смерть входила во все дома. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидала каждого. Когда утром выходили из дому, натыкались на трупы, лежащие в подворотне, на улице.
По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. От нее зависело спасение жителей города. Скольких людей спасла эта дорога!
Длилась блокада с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (871 день).
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1 млн человек.
Задание то же: определить вид выделенных обстоятельств. Предложения, с которыми вы будете работать, содержат некоторые сведения о блокаде Ленинграда.
1.Для осуществления этого варварского замысла (ЦЕЛИ) гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.
2.Люди от голода (ПРИЧИНЫ) настолько ослабели, что не сопротивляются смерти.
3.Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, (УСТУПКИ) доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов.
4.В конце декабря (ВРЕМЕНИ) хлебная пайка стала вдвое больше - к этому времени значительная часть населения погибла.
5.С наступлением зимы (ВРЕМЕНИ) в городе практически кончились запасы топлива.
Совместная проверка задания. Правильные ответы выводятся на экран.
Задание 3. (рабочий лист стр.3)
Посмотрите на фотоснимки из блокадного Ленинграда.
Составьте 2-3 предложения на тему «Блокадный Ленинрад», используя различные виды обстоятельств. Определите вид обстоятельств.
VI. Стадия рефлексии.
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
- , что известно об обстоятельстве; узнали, какие виды обстоятельств есть ещё в русском языке;
2) Что делали?
- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы;
- закрепляли знания через применение их на практике.
ПРИЁМ «Кластер» (рабочий лист стр.1)
Вернёмся к нашему кластеру.
Предлагаю кластер дополнить полученными новыми сведениями.
Домашнее задание
Упр.241.
Вам предстоит работать с отрывком из повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Данный текст необходимо списать, найти обстоятельства, указать их вид, подчеркнуть как член предложения.
Учитель:
Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету
ПРИЁМ «Анкетирование» (стр.4 на рабочем листе)
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
|