Среда, 24.04.2024, 06:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. Урок с применением технологии критического мышления

 

Презентация к уроку  здесь

Скачать конспект урока вы можете по данной ссылке http://karpachevsergey.ucoz.ru/docs/urok_obstojatelstvo.docx

 

 

Обстоятельство.
Виды обстоятельств по значению

Конспект урока

 

 

 

Класс: 8

 

Вид урока: изучение новой темы.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Место урока в системе уроков: 1-й урок по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот в роли обстоятельства»

  

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

 

Использованные приемы:

- «Корзина идей»;

- «Верно-неверно»;    

- «Кластер»;

- инсерт;

- акетирование.

 

Цели урока

образовательные:

 - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Второстепенные члены предложения»;

- формирование знаний о видах обстоятельств в русском языке, формирование умений определять виды обстоятельств в русском языке;

-формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

цели развивающие:

- развитие навыков групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении                                                                                                проблемы.

 Оборудование:

 -компьютерная  презентация, рабочий лист, таблица «Виды обстоятельств в русском языке».

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

- Ребята, на прошлых уроках вы начали знакомство с второстепенными членами предложения.

 

- Цель нашей работы сегодня – продолжить знакомство обстоятельством как членом предложения. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый  может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Начнем урок с проверки знаний.

 

II. Стадия вызова.

 

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

 

Приём «Корзина идей»

- Что вам известно об обстоятельстве?

 

 Возможные варианты ответов: обстоятельство - второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется  к  сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже. Подчёркиваются штрихпунктирной линией. Нам известны обстоятельства места, времени, образа действия.

 

-Откуда у вас сведения об обстоятельстве?

 

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

 

Предлагаю проверить каждому из вас известные сведения об обстоятельстве с помощью таблицы «Верите ли вы, что…» . Поставьте любой значок в той колонке, где, по вашему мнению, находится правильный ответ.

      

 

Верите ли вы, что…

да

нет

 

1

Обстоятельство - второстепенный член предложения

+

 

2

Обстоятельство присоединяется  к  сказуемому

+

 

 

3

Обстоятельство относится к  подлежащему

 

 

+

4

Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой?

 

 

+

5

Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

+

 

 

6

Обстоятельства бывают места, времени и образа действия

 

 

7

Обстоятельство может быть выражено глаголом

+

 

 

8

Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом

 

+

9

Деепричастный оборот может быть обстоятельством

+

 

 

10

Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным

+

 

11

Подчеркивается волнистой линией

 

 

+

 

- Какие неверные утверждения вы обнаружили? (Учащиеся называют неверные утверждения,  затем учитель показывает слайд с верными вариантами ответов).

 

Составьте кластер «Виды обстоятельств». Какие три  известные вам с 5-го класса три вида обстоятельств вы занесёте в схему. (рабочий лист стр.1)

 

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Обучающиеся называют обстоятельства места, времени и образа действия)

 

III. Стадия осмысления.

 

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

 

 

Наша задача сегодня – выяснить, какие виды обстоятельств существуют  в русском языке, на какие  вопросы отвечают, сколько видов обстоятельств выделяют.

 

ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).

 

Прочитайте материал на стр.174.

 

Сделайте  пометки на полях:

 

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

 

Вопросы к классу:

 

1.Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

 

 (Обстоятельство - второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется  к  сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже)

 

2.Какую новую информацию вы получили?

 

 (Обстоятельства могут быть выражены сравнительным оборотом. По значению выделяют обстоятельства образа действия, места, времени, меры и степени, причины, цели, условия, уступки).

 

Рассмотрите таблицу «Виды обстоятельств»

 

 

 

Подумайте, что нам нужно уметь делать, чтобы правильно определить вид обстоятельства?

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда? докуда?

появились вдали  
проводил до станции

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

приехали накануне  
остался до утра

Причины

почему? отчего?

задержался из-за непогоды

Цели

зачем? для чего?

сделать назло

Образа действия

как? каким образом?

приплыли быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

звонил дважды

Степени

в какой мере? в какой степени?

весьма удивлен

Условия

при каком условии?

при желании научитесь

Уступки

вопреки чему?

вопреки желанию не успел

   

 

-Что нам нужно знать, чтобы правильно определить вид обстоятельства?

 

(Знать, на какие вопросы отвечают, к какому слову в предложении относятся (к сказуемому)).

 

Пустой слайд – «Виды обстоятельств»

 

Учитель: 

- Давайте проверим, насколько развита у вас память.

- Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

- Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7

 

Учитель

 

А теперь предлагаю вам закрепить полученные знания с помощью следующих упражнений.

 

 

 

Задание 1. (рабочий лист стр.1-2)

 

 

Найдите и выпишите из данного текста обстоятельства, со словами, к которым они относятся (5 примеров). Определите вид обстоятельств.

 

Для работы я вам предлагаю текст Ольги Берггольц.  В годы Великой Отечественной  войны Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе. (...) Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда." В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград".

 

 

 О да — и н а ч е   н е   м о г л и

ни  те  бойцы,  ни  те  шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей —

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось — солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут...

— Гражданочки,   держаться   можно...—

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

— Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.—

И вот — в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех —

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

Ольга Берггольц

Ленинградская поэма

 

Задание 2. (рабочий лист стр. 3)

 

27 января 1944 года - что это за дата?

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Гитлер  решил стереть с лица земли город Ленинград… Было предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия… Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Сильные морозы царили в городе зимой. В первую зиму блокады многие ленинградцы умерли от холода, особенно после того, как в декабре 1941 г. из-за нехватки топлива было отключено отопление. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в  домах, которые не отапливались. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома.  К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидала каждого. Когда утром выходили из дому, натыкались на трупы, лежащие в подворотне, на улице.

По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. От нее зависело спасение жителей города. Скольких людей спасла эта дорога!

Длилась блокада с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (871 день).

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1 млн человек.

 

Задание то же: определить вид выделенных обстоятельств. Предложения, с которыми вы будете работать, содержат некоторые сведения о блокаде Ленинграда.

 

1.Для осуществления этого варварского замысла  (ЦЕЛИ) гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.

 

2.Люди от голода (ПРИЧИНЫ)  настолько ослабели, что не сопротивляются смерти.

 

3.Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, (УСТУПКИ) доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов.

 

4.В конце декабря (ВРЕМЕНИ) хлебная пайка стала вдвое больше - к этому времени значительная часть населения погибла.

 

5.С наступлением зимы (ВРЕМЕНИ) в городе практически кончились запасы топлива.

 

 

Совместная проверка задания. Правильные ответы выводятся на экран.

 

 

Задание 3. (рабочий лист стр.3)

Посмотрите на фотоснимки из блокадного Ленинграда.

Составьте 2-3 предложения на тему «Блокадный Ленинрад», используя различные виды обстоятельств. Определите вид обстоятельств.

 

VI. Стадия рефлексии.

 

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

 

Вспомним этапы работы над темой урока:

 

1)Что вспомнили? Что узнали?

 

  • , что известно об обстоятельстве; узнали, какие виды обстоятельств есть ещё в русском языке;

 

2) Что делали?

 

- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на поставленные  вопросы;

 

-  закрепляли знания через применение их на практике.

 

ПРИЁМ «Кластер» (рабочий лист стр.1)

 

Вернёмся к нашему кластеру.

Предлагаю кластер дополнить полученными новыми сведениями.

 

 

Домашнее задание

Упр.241.

Вам предстоит работать с отрывком из повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Данный текст необходимо списать, найти обстоятельства, указать их вид, подчеркнуть как член предложения.

 

Учитель:

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету

 

ПРИЁМ «Анкетирование» (стр.4 на рабочем листе)

 

1.На уроке я работал                                       активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                            коротким / длинным
4.За урок я                                                          не устал / устал
5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен
                                                                             полезен / бесполезен
                                                                             интересен / скучен

Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (25.01.2014)
Просмотров: 8078 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Вы за пятидневку или шестидневку в школе?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0