Воскресенье, 23.09.2018, 23:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Рабочие программы

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.К УМК Бунеева Р.Н.
07.06.2014, 00:49

 

Посмотреть и скачать полную версию

 

Пояснительная записка


        Данная программа составлена  на основе Примерной  программы  основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100»  к учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой,  И.В.Текучевой  «Русский   язык   5    класс» - М.: Баласс, 2010г., обеспечивает  выполнение Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в УМК        Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой,  И.В.Текучевой              (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова,  И.В.Текучева. Русский   язык . Учебник для 5 класса  основной школы - М.: Баласс, 2010г.)
 Программа рассчитана на  210 часов (в неделю- 6 часов),
 из них на развитие речи – 37.
       Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.
В    основу настоящей рабочей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно -ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
    В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Формирование у учащихся языковой интуиции.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
 Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:
– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
  Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы*.

    Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; все остальные, частные и конкретные, знания выводятся из этих общих знаний как из своей единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов ,  разделяющих эту точку зрения , при таком расположении грамматического,  орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса,  активизируется практическое использование получаемых знаний , ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве,  постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Цели обучения

 Курс русского языка направлен на достижение следующих целей , обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку: 
•    воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
•    совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
•    освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
•    формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

                Данные цели  обусловливают решение следующих задач:
-развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
-формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
-формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

.

 

 

 


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Умение общаться – важная часть культуры человека. Язык как средство общения. Роль языка в духовной жизни человека. (1ч.)

Слово в языке. Слово и его звуковая оболочка (14 ч)
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.
Система гласных и согласных звуков русского языка. В.К. Тредиаковский – исследователь русского произношения.
Изменение звуков в речевом потоке. Звук и буква. 
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Звук и слог. 
Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. 
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Опознавательные признаки орфограммы. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Правописание  согласных в корне слова. Проверяемые, непроверяемые и непроизносимые согласные в корне слова.
Условия выбора орфограммы. Употребление ъ и ь для обозначенмя мягкости на письме согласных. Разделительные ъ и ь.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Орфоэпические нормы.
Правописание  гласных в корне слова. Буквы о – ё после шипящих в корне слова

Слово и его лексическое значение ( 25 ч.)
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.
Лексическое значение слова.
Основные способы передачи лексических значений слов. Вклад В.И. Даля в развитие русской лексики и лексикографии.
Однозначные и многозначные слова. 
Прямое и переносное значения слова
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи.
Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Словари синонимов русского языка и их использование.
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка.

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. 
Правописание безударных гласных в корне, проверяемых и  непроверяемых
Буквы о-а в корнях:    -лаг-  -   -лож-
Буквы о-а в корне – раст- (- ращ-) –рос-
Буквы о-а в корне –гар- - - гор-
Буквы о-а в корне –зар- - - зор-
Значения приставок.  Правописание гласных и согласных в приставках, кроме приставок на -з (-с).
 Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы е, и в приставках пре-, при-.
Правописание гласных и согласных в приставках.  Буква -з и -с на конце приставок.
Правописание гласных и согласных в приставках.  Буквы и, ы после приставок
Виды морфем: суффикс. Значения суффиксов.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем ( приставочный, суффиксальный).Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Сложные и сложносокращенные слова. Образование и правописание. 

 Грамматическое значение слова (4ч.)
 Морфология как раздел грамматики.  Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Виды морфем. Окончание. Форма слова. 
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
 Морфологические признаки слов.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. 

Слово в предложении (21ч.)
 Слово в словосочетании и предложении. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Слово в предложении. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения.

Второстепенные члены предложения. Определение.
Дополнение. Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление).

Знаки препинания, их функции. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения . Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения .
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.

 

Вводные слова. Значение вводных слов  ( уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения).Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Синтаксический разбор простого предложения.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Синтаксический разбор сложного предложения.
Средства связи частей сложного предложения. Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. 
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. 

Слово в тексте
 Функциональные стили речи: научный, язык художественной литературы.
 Научный стиль речи. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства.
Разновидности речевого общения: диалогическое и монологическое. Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме. 
Функциональные стили речи. Разговорный стиль. Нейтральные и стилистически окрашенные слова.   

Знаменательные (самостоятельные) слова.
Слова со значением «предмет»

Имя существительное в языке и речи (36 ч.)
 Имя существительное как часть речи. Лексическое и общее грамматическое значения имени существительного.
Способы образования имен существительных
Правописание гласных в суффиксах имен существительных -ек, -ик.
Правописание букв ч и щ в суффиксе имен существительных
 –чик-(-щик-).
Правописание букв о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
 Род имен существительных.

 

Имена существительные, не имеющие родовой характеристики (имена существительные общего рода).
Число имен существительных. Нормы образования и употребления форм числа имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного числа. Существительные ,  имеющие форму только множественного числа.

Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных.
Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.
Правописание  букв е, и в падежных окончаниях имен существительных.
Правописание  имен существительных на   -ия,  -ий,  -ие.
Синтаксическая роль имени существительного.  Имя существительное в качестве подлежащего. Однородные подлежащие и знаки препинания при них.
Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение.
Имя существительное в роли определения
Имя существительное в роли обстоятельств. Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами существительными.
Имя существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым. 
Правильное употребление имён существительных в речи  Морфологический разбор имени существительного
  
Местоимения  в языке и речи     (17  ч.)
Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.
Личные местоимения.
Возвратное местоимение  себя.
Вопросительные местоимения что и кто
Неопределенные местоимения.Слитное написание приставки не в неопределенных местоимениях. Дефисное написание неопределенных местоимений.
Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание  приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.
Синтаксическая  роль местоимений в предложении.
Морфологический разбор местоимений.
Правильное употребление местоимений в речи.

 

 


Слова со значением «действие или состояние предмета».
Глагол в языке и речи (48 ч.)

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола.
Способы образования глаголов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный)
Глаголы переходные и непереходные.
Возвратные глаголы. 
Вид глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые пары.
Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-)
Буквы е – и в корнях с чередованием
Буквы о – а в корне    –кос-  –  -кас-.
 Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола. Условное наклонение глагола. Повелительное наклонение глагола.Правописание глагола в форме повелительного наклонения
Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число глагола.  Прошедшее время глагола. Изменение по родам глаголов в форме изъявительного наклонения (прошедшее время).
Гласные буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени. 
Безличные глаголы
Синтаксическая роль глагола в предложении. Сказуемое. Личные и безличные глаголы в роли сказуемого.Простое глагольное и составное глагольное состояние
Морфологический разбор глагола
Правильное употребление глаголов в речи.
     
Повторение изученного в 5 классе (14ч.)

Повторение синтаксиса и пунктуации.
Повторение морфологии.
Повторение фонетики, состава слова и словообразования.
Повторение лексики
Повторение орфографии

Развитие речи (37ч.)
Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста.
Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.
Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.
Текст-повествование. Подробное изложение текста-повествования.
Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Научный и художественный стили речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).
Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.
Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме. Взаимодействие типов речи.
Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.
Сочинение-рассказ о случае из жизни.
 Текст-рассуждение.
Сочинение-рассуждение.

Требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку за курс 5 класса

 Учащиеся  должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. 

Учащиеся должны уметь :
– по фонетике и графике:  производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию:  выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису:  выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово;  образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по связной речи: читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато;  понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;
– по орфографии:  находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
     – по пунктуации:  находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочинений и т.д.

 

 

 

 

 

 

Учебно- методическое обеспечение

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова – СПб., 2004.
2. Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 класс. / Л.А.Виноградова – М., 1985.
3. Комисарова Л.Ю., Текучева И.В., Е.В.Бунеева Методические рекомендации для учителя. Русский язык .5 класс.М.:Баласс,2005г.
4. Барова Е.С. , Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работыпо русскому языку . Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. В 2 – х частях. М.: Баласс , 2006
      5. Барова Е.С.  Сборник диктантов по русскому языку в 5 – 7 классах.
      М.: Баласс , 2006

Категория: Мои файлы | Добавил: Карпачёв
Просмотров: 6170 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Должны ли экзамены в 9 классе быть только в форме ОГЭ?
Всего ответов: 125
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0