Суббота, 24.02.2018, 15:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Рабочие программы

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К УМК под. ред. Г. С. Меркина
07.06.2014, 21:32

Скачать и посмотреть полную версию

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе (8 класс) обеспечивает выполнение требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Создана на основе «Примерной программы по литературе основного общего образования» и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией   Г.С. Меркина, М. «Русское слово» 2010. Реализуется в УМК под редакцией Г.С. Меркина (Литература. 8 класс. Учебник в 3 ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2012).
Всего 70 часов (в неделю 2 часа)
Цели обучения
•    воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
•    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
•    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
•    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс
(70 часов)

Введение

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. 
Внеклассное  чтение
Из устного  народного  творчества (2ч.)
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями  и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. 
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен. 
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. 
Краеведение: запись музыкального фольклора региона. 
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (3ч.)
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха 
Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".


«Житие Сергия Радонежского» 
Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии". 
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки   и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. 
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы  XVIII  века

Г. Р. ДЕРЖАВИН  (1ч.) 
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Фелица», «Памятник» 
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. 
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на   вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН (2ч.)
Слово о писателе. 

Повесть «Бедная Лиза». 
Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и способы её выражения. Особенности языка и стиля повести Сентиментальный сюжет повести,её обращённость к душевному миру героев.
Теория  литературы:  сентиментализм  как  литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-
правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. 
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка  и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата   «Карамзин   на   страницах   романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIХ  века 
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники (2ч.)     В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм. 
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана,  выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. 
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. 
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века».

А.С.ПУШКИН  (8ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Капитанская дочка»
Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская Дочка».
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная  роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной  «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
«Пиковая дама» Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического. 

 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4ч.)
 Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Мцыри». 
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала. 
Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
 Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение. 
Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями. 
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»

Н.В. ГОГОЛЬ (5ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Ревизор».
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.
Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя « Ревизор»
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения. 
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.  Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия  в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час   эстетического   воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ (2ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Ася».
Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая  атмосфера повести.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.     Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

 Внеклассное чтение (1ч.)
 Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века:
И.Ф. Анненский «Сентябрь», «Зимний романс»
 Н. Гнедич «Осень»
 П.Вяземский « Берёза»
А.Плещеев « Отчизна» 
Н.Огарёв «Весною»
И.Суриков « После дождя»


Н.А. НЕКРАСОВ  (1ч.)
Слово о поэте.
«Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность  (создание первичных представлений); выразительные  средства художественной речи: эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм.    
Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. 
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

Ф.И. Тютчев(1ч.)
Слово о поэтеСтихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан» Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви

А. А.ФЕТ (1ч.)
Слово о поэте.  Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты».  
"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. 
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. 
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:
Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский.   «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в.  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

А.Н. ОСТРОВСКИЙ  (3ч.)    
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка» 
Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.
Теория литературы: драма. 
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. 
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (2ч.)
 Слово о писателе.

Внеклассное чтение
 «Отрочество» (главы из повести). Автобиографическая проза.
Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.
Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из  литературы XX  века
М. ГОРЬКИЙ (3ч.)
Слово о писателе.
Свобода и сила духа в изображении М. Горького  рассказе «Mакар Чудра». 

«Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества  М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ. 
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. 
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — ПО РУСИ»

В.В. МАЯКОВСКИЙ  (2ч.)
«О дряни». 
Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность. Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. 
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
 Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера¬турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». 
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина  по материалам конкурсных работ учащихся.

Внеклассное чтение
О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  

Н.А.  ТЭФФИ (1ч.) 
«Свои и чужие»  Большие проблемы «маленьких» людей; человек и государство; художественное своеобразие рассказов; от литературного рассказа -  к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.
М.М. Зощенко (1ч.)
 Слово о писателе.
«Обезьяний язык».«Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») 
Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. 

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях). 
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.)
Слово о писателе.
Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

Внеклассное чтение
М.В. Исаковский (1ч.)
Слово о поэте
Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату», « Три ровесницы». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии русской лирики XIX века.

Внеклассное чтение
В.П. АСТАФЬЕВ  (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа. 
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;
М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

Внеклассное чтение
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.)
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. 
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). 
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В.Исаковский.  «Катюша»;
М. Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;
Г.И. Рождественский.    «Мне такою нравится земля»
В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.

В. Г. РАСПУТИН  (3ч.)
Слово о писателе.

 «Уроки  Французского». Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих  различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту. 
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из  зарубежной  литературы

У.ШЕКСПИР  (3ч.)
Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. 
Шекспир У. Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») 
Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра). 
Связь с другими искусствами: история театра.

М.СЕРВАНТЕС (2ч.)
Слово о писателе.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот  и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.
Теория литературы: роман, романный герой. 
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
 8 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
•    образную природу словесного искусства;
•    содержание изученных литературных произведений;
•    основные факты жизни и творческого пути, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
•    изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
•    воспринимать и анализировать художественный текст;
•    выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
•    определять род и жанр литературного произведения;
•    выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, 
•    характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
•    сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
•    выявлять авторскую позицию;
•    выражать свое отношение к прочитанному;
•    выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
•    владеть различными видами пересказа;
•    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
•    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
•    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•    создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
•    определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; 
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

 


Учебно-методическое обеспечение

-ЛИТЕРАТУРА. 8 КЛАСС. УЧЕБНИК  В 3 Ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2012).
- СОЛОВЬЕВА Ф.Е. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ К УЧЕБНИКУ "ЛИТЕРАТУРА. 8 КЛАСС". М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
-СОЛОВЬЕВА Ф.Е. УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ. К УЧЕБНИКУ "ЛИТЕРАТУРА. 8 КЛАСС". М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
- СОЛОВЬЕВА Ф.Е.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ЛИТЕРАТУРА 8КЛ. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
-МЕРКИН Г.С. И ДР. ПРОГРАММА КУРСА ПО ЛИТЕРАТЕРАТУРЕ  5-11 КЛ. .М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Категория: Мои файлы | Добавил: Карпачёв
Просмотров: 7952 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Вы за пятидневку или шестидневку в школе?
Всего ответов: 160
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0