Пятница, 26.04.2024, 14:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Рабочие программы

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа. Литература 7 класс. Беленький Г.И
[ Скачать с сервера (47.6 Kb) ] 02.11.2013, 10:33
Посмотреть и скачать полную версию
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Рабочая программа обеспечивает выполнение требований  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.  Составлена на основе  Примерной программы основного общего образования по литературе и  авторской программы по литературе    под редакцией      Г.И. Беленького и  Ю.И. Лыссого.- М.: Мнемозина. Реализуется в УМК под редакцией Г.И. Беленького (учебник Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012   год ).
Всего 70 часов (в неделю - 2 часа).
ЦЕЛИ  ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс
(70 часов)
 
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 часа)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. 
Героический эпос в мировой культуре (2часа)
 
Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты)
Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. 
 
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3 ЧАСА)
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы "человек и природа”.
Театр европейского классицизма
Ж.-Б. Мольер (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве»
 Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.(1час)
А.С. Пушкин  (11  часов)
Обзор жизни и творчества
«Туча». Тема природы в лирике Пушкина
 
«К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Высокое звучание темы дружбы и любви в лирике Пушкина.
 
Повесть «Станционный смотритель».
Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.
Повесть «Барышня-крестьянка»
Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью. 
Сочинение по  творчеству А.С.Пушкина 
 
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе
 
Э.А. По (2 часа)
Слово о писателе.
Новелла «Падение дома Ашеров» 
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение. 
М.Ю. Лермонтов (6 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Тучи», «Листок».
Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Сочинение по  творчеству М.Ю.Лермонтова
 
Н.В. Гоголь (8 часов).
Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба». 
Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера. 
Сочинение по повести Н.В.Гоголя
Повесть «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и "маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
 
А.Н. Островский (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка» 
Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.
И.С. Тургенев (5 часов)
Слово о писателе.
Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» (3 час) 
Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.
«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (1 час) (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»)
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Сочинение по творчеству И.С.Тургенева 
 
Ф.И. Тютчев (3 часа)
Слово о поэте. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан» 
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.
А.А. Фет (1 час)
Слово о поэте. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» 
"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. 
А.К. Толстой (4 часа)
Слово о писателе.
Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»  
Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.
Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений  Толстого
Н.А. Некрасов (2 часа)
Слово о поэте. 
Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда» 
Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
М.Е. Салтыков-Щедрин (4 часа)
Слово о писателе.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» 
Особенности сюжетов и проблематики "Сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
Сочинение по сказкам М.Е.Салтыкова – Щедрина  
 
Л.Н. Толстой (4 часа)
Слово о писателе.
Повесть «Детство» 
Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.
Сочинение по повести Л.Н.Толстого 
 
В.М. Гаршин (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Красный цветок» 
Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка. 
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА 
М. Горький (2 часа)
Слово о писателе.
Повесть «Детство» 
Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
А.П. Чехов (2 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Хамелеон».
Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к  нему. Сатирический пафос произведения.
 
 А. Сент–Экзюпери (2 часа)
Слово о писателе.
Сказка «Маленький принц».
Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке. 
 
 
 
 
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 7 класса учащиеся должны :
видеть   ценность художественного произведения;
выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
понимать связь изученного произведения со временем его написания 
выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
выполнять письменные работы различного характера;
работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.
 
 
 
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Ерёмина О.А «  Поурочное планирование 7 класс», издательство «Экзамен»,2008 год
 
2.Литература.  7  класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького  М.: Мнемозина 2012 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
Учебно-тематическое планирование
по литературе
предмет
 
Класс  7
 
 
 
Количество часов 
 
Всего 70 час; в неделю 2 час.
 
Плановых контрольных уроков   , зачетов _____, тестов ______ ч.;
 
Административных контрольных уроков _______ ч.
 
Планирование составлено на основе
 «Примерной программы основного общего образования по литературе», Программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией      Г.И. Беленького и  Ю.И. Лыссого.- М.: Мнемозина, 2006год
 
Учебник
Литература.  7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012,2013   год 
название, автор, издательство, год издания
 
 
 
№ п.п.
Наименование разделов и тем
Количество часов
 
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
 
1 Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. 1
2 Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. 1
 
Героический эпос в мировой культуре
 
3 Карело-финский мифологический эпос «Калевала» 
1
4 «Калевала».  Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. 1
 
Театр европейского классицизма
 
5 Классицизм в литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений классицизма 1
6 Ж.-Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. 1
7 Ж.-Б. Мольер.  «Мещанин во дворянстве». Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы. 1
 
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
 
8 Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов 1
9 А.С. Пушкин  
Жизнь и творчество (обзор). 1
10 «Туча». Тема природы в лирике А.С. Пушкина 1
11 «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Высокое звучание темы дружбы и любви в лирике А.С. Пушкина. 1
12 РР Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина 1
13 Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". 1
14 Повесть «Станционный смотритель». Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.
1
15 Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. 1
16 Повесть «Барышня-крестьянка». Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. 1
17 Повесть «Барышня-крестьянка». Преодоление преград на пути к счастью. 1
18,19 Сочинение по  творчеству А.С.Пушкина 2
 
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе
 
20 Э.А. По. Слово о писателе.
Новелла «Падение дома Ашеров» 
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. 1
21 Новелла «Падение дома Ашеров». Фантастические события и реальное их объяснение. 1
22 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Тучи», «Листок». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. 1
23 РР Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова 1
24 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. 1
25 Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. 1
26 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. 1
27 Сочинение по поэме  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова 1
28 Н.В. Гоголь. Слово о писателе 1
29 Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. 1
30 Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Остап и Андрий. Принцип контраста в изображении героев. 1
31 Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. 1
32 Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера. 1
33 Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». 1
34 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и "маленького человека”. Мечта и действительность. 1
35 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
1
36 А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». 1
37 А.Н. Островский. Пьеса «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендей и Снегурочка. 1
38 А.Н. Островский. Пьеса «Снегурочка». Гуманизм театра Островского. 1
39 И.С. Тургенев. Слово о писателе.
Рассказ «Бирюк». Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали 1
40 И.С. Тургенев. Мастерство пейзажа в рассказе «Бежин луг» 1
41 «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. 1
42 И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык».Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева. 1
43 Сочинение по творчеству И.С.Тургенева 1
44 Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. 
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. 1
45 Ф.И. Тютчев. Тема могущества и бессилия человека в  стихотворениях «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…». 1
46 Ф.И. Тютчев Трагическое звучание темы любви в стихотворениях «Предопределение», «Фонтан» 1
47 А.А. Фет. Слово о поэте. 
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…». "Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. 1
48 А.К. Толстой. Слово о писателе.
Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого. 1
49 А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. 1
50 А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Нравственная проблематика произведения Толстого 1
51 Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Тема любви в лирике А.К.Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений  Толстого. 1
52 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. 
Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. 1
53 Повествовательное начало в лирике Н.А.Некрасова
1
54 М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 1
55 М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 1
56 Особенности сюжетов и проблематики "Сказок для детей изрядного возраста". Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. 1
57 Сочинение по сказкам М.Е.Салтыкова–Щедрина   1
58 Л.Н. Толстой 
Слово о писателе. 1
59 Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» 
Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. 1
60 Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру. 1
61 Сочинение по повести Л.Н.Толстого «Детство» 1
62 В.М. Гаршин. Слово о писателе.
Рассказ «Красный цветок» 
Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка. 1
 
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
 
63 М. Горький. Слово о писателе.
Повесть «Детство». Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. 1
64 М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. 1
65 Сочинение по повести М.Горького «Детство» 1
66 А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведений. Особенности авторской позиции в рассказе. 1
67 А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к  нему. 
 
68 А. Сент–Экзюпери. Слово о писателе.
Сказка «Маленький принц». Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». 1
69 А. Сент–Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке. 1
70 Итоговое занятие по курсу литературы 7 класса 1
Всего 70 часов
 
Категория: Мои файлы | Добавил: Карпачёв
Просмотров: 7722 | Загрузок: 391 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Как Вы относитесь к введению школьной формы?
Всего ответов: 316
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0