Четверг, 26.04.2018, 06:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Рабочие программы

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по литературе.6 класс. К УМК под. ред. Г.С. Меркина
07.06.2014, 21:24

 

Посмотреть и скачать полную версию


Пояснительная записка
        Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», авторы-составители Г.С. Меркин , С.А.Зинин,В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009года., обеспечивает выполнение требований  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в УМК под редакцией Г.С. Меркина (Учебник «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское   слово», Москва, 2011 г.) 
В VI  70 часов (2 учебных часа в неделю).
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
•    воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
•    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
•    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
•    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
6 класс
(70 часов)
Введение
(1ч)
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства Развитие представлений о литературе. Книга и ее роль в жизни человека.
Греческая  мифология
 (3ч)
Миф. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.
Мифы о героях:   «Герои»,   «Прометей»,   «Яблоки Гесперид».
Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление     познать мир и реализовать свою мечту. 
Теория литературы: мифологический сюжет, мифологический персонаж.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения. 
 Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Устное  народное  творчество
 (3ч)
Миф и сказка. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Предания, легенды, сказки.
 «Солдат и смерть». Легенда 
 «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». 
Сказка  художественные особенности, сказочные формулы, помощники  героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о  добре и зле; краткость, образность, афористичность. 
«Как Бадыноко победил одноглазого  великана»
 Предание и его художественные особенности. Понятие об эпосе.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино;
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.

Древнерусская литература
(3ч)
 «Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха.
Особенности древнерусской литературы. Связь литературы с фольклором. Представления писателей Древней Руси. О духовной красоте человека.
Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный xapaктер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская па весть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
РК: « Задонщина».
Литература  XVIII  века  
Внеклассное чтение
М.В. ЛОМОНОСОВ  (1ч)
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в  поэзии
 «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». 
Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение
Литература  XIX  века
В. А. ЖУКОВСКИЙ  (3ч)
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве  Жуковского.
 РК Жуковский и Тульский край.
Баллада «Светлана»
 Фантастическое и ре¬альное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов.   Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
Жанр баллады в зарубежной литературе
Ф. ШИЛЛЕР  (1ч)
Слово о поэте.
Баллада «Перчатка» 
Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки. 
А.С. ПУШКИН  (7ч)
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. 
РК  Пушкин и Тульский край.
«Деревня»,   «Редеет облаков летучая гряда...»,  «Зимнее  утро». 
Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.
Роман «Дубровский»
Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского.  Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести. 
Повесть «Выстрел».
Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям. 
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения. 
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве. 
Возможные  виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
А.В. КОЛЬЦОВ  (1ч)
Слово о поэте.
Стихотворение «Песня пахаря».
 Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. 
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ  (3ч)
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. 
РК Лермонтов и Тульский край.
 Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): 
 «Тучи», «Парус», «Листок». 
Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. ГОГОЛЬ  (8ч)
Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба». 
Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера. 
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и раз¬нообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и усного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ (3ч) 
Слово о писателе.
РК Тургенев и Тульский край.
«Записки охотника» творческая история и своеобразие композиции. Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» 
Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.
« Бирюк». Служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. 
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры  в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
 Развитие  речи: сложный план, цитатный план. 
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ  (2ч)
Стихотворение «Железная дорога»  
Образ народа – труженника и народа- страдальца. Народность некрасовской лирики.
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60-70-е годы. Тема народного труда и « долюшки женской »- основные в творчестве поэта. 
Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...»,   «Великое чувство! у каждых дверей…». 
Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной   несправедливости.    Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему.  Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
 Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. 
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов,  творческая  работа  (микросочинение  с финалом либо данным эпиграфом).
 Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А.Некрасов  и художники-передвижники. 
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно- художественная  выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л. Н.ТОЛСТОЙ  (4ч)
Слово о писателе.
РК Ясная Поляна Л.Н. Толстого
Повесть «Детство» (отдельные главы).
Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.
Рассказ «Бедные люди». 
Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь   к   близким,   верность,   преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение- зарисовка, составление цитатного плана.
А.П. ЧЕХОВ  (5ч)
Слово о писателе.
Рассказ «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим». 
Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. 
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений  А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического   рассказа   на   заданную   тему   (или   создание диафильма). 
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление  кадров для диафильма.
Литература  XX века
Внеклассное чтение
И.А. БУНИН (2ч.)
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах  И.А. Бунина.
 Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...»
Рассказ «Лапти». 
Душа крестьянина в изображении писателя
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа. Развитие речи: составление словаря языка персонажа,    чтение наизусть , письменный отзыв об эпизоде.
Внеклассное чтение

А. И. КУПРИН  (3ч)
Детские   годы   писателя. 
 Повесть    «Белый   пудель», «Тапёр». 
Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. 
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде. 
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И.Куприна.
С.А. ЕСЕНИН  (1ч)
Слово о поэте.
Стихотворение «Песнь о собаке». Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.
Стихотворение «Разбуди меня завтра рано...».
 Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А.Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о  понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарс тропов и фигур стихотворения.
Н.М. РУБЦОВ  (1ч)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Звезда полей»,  «Тихая моя родина». 
Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и  природа в “тихой” лирике Рубцова.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
А.П. ПЛАТОНОВ (1ч) 
Слово о писателе.
Рассказ "В прекрасном и яростном мире". Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

А.С. ГРИН  (2ч)
Слово о писателе.
Повесть "Алые паруса" 
Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.
Внеклассное чтение
Из  поэзии о Великой  Отечественной войне (2ч.)
Изображение войны: проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине 
А.А. Ахматова.   «Мужество », «Победа »; 
С.С. О р л о в! «Его зарыли в шар земной...»; 
К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»;
 Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; 
Д.С. Самойлов «Сороковые»;
М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». 
РК  Стихотворения тульских поэтов о Великой Отечественной войне
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
Ю.П. КАЗАКОВ  (1ч)
Слово о писателе.
Рассказ «Тихое утро» 
Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.
В.П. АСТАФЬЕВ (3ч)
Слово о писателе.
Рассказ «Васюткино озеро».
Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы. 
Рассказ «Конь с розовой гривой».
Тематика, проблематика рассказа. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа  к сочинению.

 Зарубежная  литература
Восточные  сказки(1ч.)
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна  ночь»
 История создания, тематика, проблематика. Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
БРАТЬЯ ГРИММ (2ч.)
Краткие  сведения  о  писателях.
Сказка   «Снегурочка».
Тематика, проблематика сказки. 
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
П. МЕРИМЕ (1Ч.)
Новелла «Маттео Фальконе» Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя. 
О.ГЕНРИ (1ч.)
Краткие сведения о писателе.
Рассказ «Вождь краснокожих»
 О детстве  — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). 
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН (2ч.)
Краткие сведения о писателе.
Повесть «Белый клык»
Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных. 
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка  вопросов для обсуждения.

 

ТРЕБОВАНИЯ
 К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
 ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА
Важнейшими умениями в 6 классе являются следующие:
—    умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
—    выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
—    осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан¬ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
—    умение обосновывать свое суждение, давать характери¬стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве¬дении;
—    умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про¬изведения;
—    умение составлять простой и сложный планы изучаемо¬го произведения;
—    умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
—    умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
—    умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине¬ния на литературную и свободную темы;
—    умение выявлять авторское отношение к героям, сопо¬ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
—    умение высказывать собственное суждение об иллю¬страциях.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор-составитель  Г.С.Меркин, С.А / Москва, «Русское слово», 2009 г.
 2.Учебник «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское   слово», Москва, 2011 г.
3. Тематическое планирование к учебнику «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин ). В двух частях./ Издательство «Русское   слово», Москва, 2011г. Ф.Е. Соловьёва
4.Рабочая тетрадь к учебнику «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское   слово», Москва, 2010 г. Ф.Е. Соловьёва
5.  Методические рекомендации к учебнику «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское   слово», Москва, 2010 г. Ф.Е. Соловьёва

Категория: Мои файлы | Добавил: Карпачёв
Просмотров: 7565 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 191
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0