Здесь вы можете посмотреть и скачать презентацию к уроку
Конспект урока
Вид урока: урока систематизации и обобщения знаний и умений
Тип урока: урок-практикум
Место урока в системе уроков один из уроков в разделе «Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах»
Цель урока:
-вспомнить правила, определяющие написание орфограмм в корне; формировать умения опознавать орфограммы, классифицировать их, группировать по видам.
Задачи урока:
образовательные:
- обобщение и систематизация знаний, полученных ранее;
- развитие орфографической зоркости;
- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
развивающие:
- развитие навыков монологической и диалогической речи;
- развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование:
компьютерная презентация, «рабочая тетрадь» .
Ход урока
I. Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (СЛАЙД)
Ярких представителей которого я рад сейчас приветствовать.
Здравствуйте. Мы живём в Плавске.
А что вы знаете о Плавске?............
У нашего города интересная история: 10 мая мы будем отмечать его 65 - летие. Вас, как самых близких соседей, я приглашаю к нам на праздник.
Плавск входит в число 50 малых городов России, которым присвоен статус городов исторического наследия. В нашем городе сохранилось много архитектурных памятников XIX века.
(СЛАЙД) Вот ямщицкая изба, где не раз останавливался автор того стихотворения, которое сейчас было прочитано.
О ком идёт речь, ребята?
-Тургенев
-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?
Изучали произведения с 5-го класса( «Му-му»), продолжали знакомиться в 7-м (рассказы из «Записок охотника»,стихотворения в прозе).
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Актуализация знаний
Сегодня мы начнём работу на уроке с отрывком из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь»
Сегодня нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с той, которая лежит на парте. Подпишите её.
Задание 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Назовите, какие орфограммы вам встретились в этом тексте.
(СЛАЙД)
Мы с товарищем соб...рались в далекую поездку и предпол...гали выехать до з...ри, однако отправились в путь поздно. Дорога шла р...внинной местностью, не поднимаясь и не опускаясь; всюду расст...лалась необозримая степь. В полдень мы распол...жились на отдых на берегу маленького озера. Ребятишки, заг...релые, бронзовые, плавали, как настоящие пл...вцы. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям нельзя было прик...снуться. Подл...жив под голову непром...каемый плащ, я заснул.
Какая орфограмма объединяет слова, встретившиеся в этом тексте?
(СЛАЙД)
Ответы
Чередующаяся гласная в корне слова.
От ударения: заря, загорелые, пловцы.
От согласной корня: предполагали, расположились.
От суффикса -а-: собирались, поднимаясь, расстилалась, прикоснуться.
От лексического значения слова: равнинной (искл), непромокаемый
Определение темы урока
- Исходя из проделанного задания, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
Возможный вариант ответа:
Чередование гласных в корнях слов
- А если посмотреть на эту тему ещё шире?
Тема нашего урока - Орфограммы в корне слова
А как вы думаете, чем будем мы сегодня заниматься на уроке?
Постановка цели урока:
- Ребята, исходя из сделанных заданий, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Вспоминать правила, определяющие написание орфограмм
-Опознавать орфограммы, классифицировать их, группировать по видам
Задание 2.
Давайте вспомним, какие виды орфограмм в корне слова существуют в русском языке. Для этого рассмотрим следующие группы слов. (СЛАЙД)
1.Окрес_ности, прелес_ный, со_нце, грус_ный, чес_ный, доблес_ный, , голлан_ский
2.Кла(с,сс), гру(п,пп)а, а(л,лл)ея, ко(м,мм)уникация, гри(п,пп), су(б,бб)ота, ма(с,сс)а.
3.Ш_в, ч_рточка, ш_к, ш_рстка, ш_рты, ш_пот, ж_рдочка
Подумайте, какая орфограмма встречается в этих словах? (СЛАЙД)
В_рсистый, ед_ничный, зач_рованный, см_гчение, ув_дание, цв_тистый, подм_стерье
(Проверяемая безударная гласная в корне слова)
Какая орфограмма встречается в этих словах? (СЛАЙД)
Ч_мпион, н_стальгия, г_ризонт, прив_легия, прим_тив, сенс_рный, апл_дировать, тр_туар ?
(Непроверяемая безударная гласная в корне слова)
-При затруднении где мы можем узнать верное написание слова? ( В орфографическом словаре)
Правила вы знаете хорошо, владеете навыками определения орфограммы в корне. Однако в правописании безударной гласной в корне слова, особенно в словах с чередующейся гласной, школьники часто допускает большое количество ошибок. Этому и будет посвящена оставшаяся часть урока.
III. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
Перед большой дорогой немного отдохнём. Предлагаю игру:
Верите ли вы, что…(СЛАЙД)
Если верите, поднимаете руку. Если не верите – руку не поднимаете.
- в русском языке безударные гласные в корнях всегда проверяются ударением? (нет). Аргументируйте ответ.
- что выбор гласной в корнях с чередованием зависит от разных условий (да). Аргументируйте ответ.
-что среди слов с чередованием гласных в корне есть слова-исключения? (да).
Приведите примеры (утварь, сочетать - сочетание, росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу, равнина, ровесник, уровень, поровну, зоревать).
(СЛАЙД)
Перейдём к закреплению знаний на практике
Задание 3. (СЛАЙД)
Чтобы проверить, как вы можете находить слова с орфограммами корня в тексте, выполним следующее задание.
Перед вами отрывок из рассказа Тургенева «Певцы», Это ещё одна наша «плавская гордость»: случай, описанный в рассказе, Тургенев видел в одном из трактиров села Синявино, которое расположено недалеко от Плавска.
1-я группа. Найдите слова с проверяемыми гласными, объясните орфограммы.
2-я группа. Найдите слова с непроверяемыми гласными, объясните орфограммы.
3-я группа. Найдите слова с чередующимися гласными, объясните орфограммы.
Он пел; все слушали его с большим вниманием. Он, видимо, чувствовал, что имеет дело с людьми сведущими, творческими, и потому, как говорится, просто лез из кожи. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское , расположившееся на большой орловской дороге, славится по всей России своими особенно приятным и согласным напевом… у Якова глаза так и разгорелись, как уголья, и он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. И.С. Тургенев «Певцы»
Проверяемые
|
Непроверямые
|
Чередующиеся
|
говорится
краях
село
своими
орловская
беспорядочно
|
внимание
дорога
особенно
орловская
беспорядочно
|
творческими
расположились
разгорелись
|
Задание 4. (СЛАЙД)
Фразеологизмы в русском языке являются яркими средствами выразительности.
А как часто слова с орфограммами в корне могут употребляться в составе фразеологизмов?
Давайте это выясним, выполнив следующее задание. Чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо объединиться в группы. Повернитесь друг к другу так, чтобы вам удобнее было работать.
Прочитайте фразеологизмы, дайте им толкование. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выберите один фразеологический оборот и придумайте с ним предложение.
Задание для группы.
|
Выполненное группой задание.
|
Группа 1.
Ср...внять с землей.
Глаза сл...паются.
Бр...сать слова на ветер.
|
Группа 1.
Сровнять с землей — уничтожить.
Глаза слипаются — мучительно хочется спать.
Бросать слова на ветер — говорить без пользы.
Орфограммы:
1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: слипаются (липнет), бросать (бросит).
2.Чередование гласных в корнях слов: горит, сровнять, вложить.
Предложения.
Папа работает ловко: дело у него горит в руках.
|
Группа 2.
Вт...рать очки.
Зад...рать нос.
Ума не прил...жу.
|
Группа 2.
Втирать очки — обманывать, вводить в заблуждение.
Задирать нос — важничать, зазнаваться.
Ума не приложу - не в состоянии о чем-то догадаться.
Орфограммы:
1. Безударная проверяемая гласная в корне слова:
2. Чередование гласных в корнях слов: втирать, задирать, не приложу,.
Предложения.
Света выиграла в конкурсе, теперь задирает нос.
Если на улице задирать нос, можно упасть.
|
Группа 3
Сг...реть от стыда.
С...деть сл...жа руки
Вст...влять палки в колёса
|
Группа 3.
Сгореть от стыда — испытывать сильное чувство стыда.
Сидеть сложа руки — ничего не делать, бездельничать.
Вст...влять палки в колёса — намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.
Орфограммы:
1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: сидеть, вст…влять
3. Чередование гласных в корнях слов: сгореть,
Предложения.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки
Сложа (сложив) руки кольцом, мы изображали разные фигуры.
|
Озвучьте, пожалуйста, то, что у вас получилось.
-Где мы можем узнать значение фразеологизма?
(Во фразеологическом словаре)
Задание 5. (СЛАЙД)
Выполним следующее задание, чтобы выяснить, как вы умеете отличать орфограммы в корнях с чередованием от других орфограмм
В каждой группе слов найди лишнее.
1) растение, растереть, возраст, расти
лишнее - растереть, т.к. в нём корень -тер- и приставка рас-, а в остальных корень -раст-;
2) подгореть, выгорел, гора, сгорание
лишнее - гора, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;
в) творог, творить, сотворение, творительный
лишнее - творог, т.к. в нём корень - всё слово, а в остальных корень -твор-.
Задание 6. (СЛАЙД)
Тест с последующей самопроверкой
-Ребята, в этом году вам предстоит сдавать экзамен в форме ГИА. Одно из заданий – А5 – проверяет умение правильно определять орфограмму в корнях.
Предлагаю вам выполнить это задание. За каждый правильный ответ вы получаете по одному баллу.
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (ГИА. 9 класс)
1) наслаждаться
2) преподавать
3) возгорание
4) богатырь
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1) озираюсь
2) покос
3) плывут
4)грохотать
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1) встречали
2) коснулся
3) уцепиться
4) посмотрел
4. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне
1) находилась
2) отгоняли
3) собака
4) замирала
5. Укажите слово с проверяемой гласной в корне
1) солдат 2) прародительница
3) палатку 4) сержанты
Проверьте себя и оцените свою работу. (СЛАЙД)
Правильные ответы
|
3, 3, 2, 3, 2
|
-Кто набрал 5, 4 баллов? Молодцы! –
-А есть, кто правильно ответил только на 3, 2 задания? Ничего, у вас ещё есть время выучить правила.
IV. Стадия рефлексии
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Учитель:
На странице 6
КЛАСТЕР
рабочей тетради вы видите таблицу, но она заполнена не до конца. Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек. На эту работу 1,5-2 мин.
- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что правописание гласных в корне слова является одной из ведущих орфограмм в русском языке, так как в этом виде орфограмм учениками допускается большое количество ошибок.
1) Что вспомнили на уроке?
-Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм
2) Что делали?
-Опознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам
- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
- закрепляли знания через применение их на практике;
- готовились к выполнению задания ГИА А5
- Что вам помогало в работе?
Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице на странице 7.
Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.
Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за урок.
Кто получил 5,4,3….
V. Домашнее задание.
1.Написать мини-сочинение на тему «Весна в моём городе», используя корни с чередованием.
2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения, в которых есть слова с чередованием гласных в корне.
Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром. Успехов на экзаменах!
|