Скачать и посмотреть полную версию
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 7 класса выполняет требования Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, создана на основе «Примерной программы по литературе основного общего образования» и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, М. «Русское слово» 2010. Реализуется в УМК под редакцией Г.С. Меркина (Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2012).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели обучения:
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
В 7 классе предполагается изучение литературы в объёме 70 часов .
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основное содержание
70 часов
Литература как искусство слова (1 час)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
Русский фольклор (2ч)
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.
Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со¬ловей-разбойник». (2 часа)
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во¬просы.
РК легенды и предания о народных заступниках Тульского края .
Внеклассное чтение
Русские народные песни (1 час)
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масле¬ница дорогая…», «Говорили — сваты на конях будут »); лириче¬ские песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое¬образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред¬ставления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, много¬образие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
РК Песенный фольклор Тульской области.
Древнерусская литература
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня свое¬го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». (2 часа)
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образо¬вания в древнерусской литературе
Литература XVIII века
М.В. Ломоносов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки.
Средства создания образа идеального монарха.
Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Г.Р. Державин (1 час)
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра¬ А ние в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти¬хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо¬творении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра¬зие лирики.
Д.И. Фонвизин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Недоросль».
Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как лите¬ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера¬турное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: устное сочинение
Театр европейского классицизма
Ж.-Б. Мольер (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянствеОсобенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
Литература XIX века
А.С. Пушкин (5 часов)
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча¬адаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга.
«Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы: художественный об¬раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское по-слание.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения
РК Пушкин и Тульский край
Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос¬сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас¬сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка. Творческая ис¬тория создания произведения.
М.Ю. Лермонтов (4 часа)
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расшире¬ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произве¬дении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия
РК Лермонтов и Тульский край
Н.В. Гоголь (2 часа)
Н.В. Гоголь в Петербурге.
Повесть «Шинель»
Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести.
Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористиче¬ские ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха¬рактеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
И.С. Тургенев (3 часа)
Слово о писателе.
Рассказы: «Хорь и Калиныч», «Певцы»
Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.
«Стихотворения в прозе»
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Н.А. Некрасов (4 часа)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).
Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представле¬ний о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристи¬ки героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
М.Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)
Слово о писателе.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый
пискарь», «Дикий помещик»
Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
Внеклассное чтение
Л.Н. Толстой (1 час)
Слово о писателе.
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от¬ношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, со¬ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
РК Ясная поляна и Л.Н.Толстой
Н.С. Лесков (3 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Левша».
Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Рас¬ширение представлений о сказе, сказовом характере прозы
РК Лесков и Тульский край
А.А. Фет (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой»
«Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
В.М. Гаршин (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Красный цветок» Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.
А.П. Чехов (3часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Хамелеон», « Смерть чиновника».
Особенности авторской позиции в рассказах. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажей и авторским отношением к ним.. Сатирический пафос произведений.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Литература ХХ века
М. Горький (4 часа)
Слово о писателе.
Повесть «Детство»
Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Теория литературы: развитие представлений об автобио¬графической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
И.А. Бунин (2 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Кукушка».
Смысл названия; доброта, милосердие, спра¬ведливость, покорность, смирение — основные проблемы расска¬за; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зве-рей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази¬тельное чтение, различные виды пересказа.
А.И. Куприн (2 часа)
Рассказ «Куст сирени», «Allez». Взаимопонимание, взаимовыруч¬ А, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), ди¬алог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
В.В. Маяковский (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
Теория литературы: автобиографические мотивы в ли¬рических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение
С.А. Есенин (2 часа)
Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я поки¬нул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство роди¬ны, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворе¬ниях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи¬тет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Внеклассное чтение
И.С. Шмелёв (1 час)
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас¬сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
Внеклассное чтение
М.М. Пришвин (2 часа)
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства ху¬дожественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
Внеклассное чтение
К.Г. Паустовский (2 часа)
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе¬мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ¬чика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Н.А. Заболоцкий (1 час)
Слово о писателе.
Стихотворение «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду¬ховный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные сред¬ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи¬ческие средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лек¬сики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. Твардовский (3 часа)
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского.
Поэма «Василий Теркин».
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме.
Теория литературы: композиция лирического стихотворе¬ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Внеклассное чтение
Б.Л. Васильев (1 час)
Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен¬ной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные ви¬ды комментирования эпизода.
В.М. Шукшин (2 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Микроскоп».
Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Зарубежная литература
У. Шекспир (1 час)
Краткие сведения об авторе.
Сонеты: «Когда на суд безмол¬вных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь…», «Лю¬блю, — но реже говорю об этом…». Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углуб¬ление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Внеклассное чтение
Героический эпос в мировой культуре
Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (1 час) (возможен выбор другого эпоса).
Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Внеклассное чтение
Р. Бёрнс (2часа)
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ¬ное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллего¬рия.
Э.А. По
Слово о писателе.
Новелла «Падение дома Ашеров
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.
А. де Сент-Экзюпери (3 часа)
Слово о писателе.
Сказка «Маленький принц».
Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представ¬лений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Малень¬кого принца».
Требования к уровню подготовки
обучающихся 7 класса:
— умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
— выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
— осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан¬ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
— умение определять принадлежность произведения к од¬ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати¬ческие тексты);
— умение обосновывать свое суждение, давать характери¬стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве¬дении;
— умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про¬изведения;
— умение составлять простой и сложный планы изучаемо¬го произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
---- умение владеть монологической и диалогической речью;
--- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине¬ния на литературную и свободную темы;
--- умение выявлять авторское отношение к героям, сопо¬ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
---умение высказывать собственное суждение об иллю¬страциях.
Учебно-методическое обеспечение
-Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. ЧАСТЬ 1. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
-Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
-И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г..
-Ф.Е. Соловьёва Методические рекомендации к учебнику литературы. 7 класс. «Русское слово – РС», 2010.
|