Суббота, 24.02.2018, 14:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Заметка в газету как жанр публицистического стиля

Скачать  и посмотреть презентацию к уроку можно  здесь

 

Заметка в газету как жанр публицистического стиля

(урок с элементами интеграции)

Цели урока:
- закрепить знания об особенностях публицистического стиля речи;
- развивать умение анализировать текст публицистического стиля речи;
- познакомить учащихся с жанром публицистического стиля речи заметкой в газету, другими жанрами публицистического стиля;
- воспитывать культуру письменной речи;
- популяризовать школьную газету;
- привлекать новых авторов к её созданию.

Формируемые знания:
- особенности публицистического стиля, его разновидности;
- виды и назначение жанров публицистического стиля;
- понятие заметка в газету, её отличительные черты.

Формируемые умения:
- формулировать броский заголовок;
- формулировать начальное предложение, указывающее на то, что, когда, где произошло;
- выражать авторскую позицию, используя риторические вопросы, восклицательные предложения, побудительные предложения;
- использовать экспрессивную лексику и другие средства художественной выразительности.

Оборудование:
мультимедиапроектор, компьютер, электронная презентация, школьная газета, газета «Плавская новь», карточки «особенности публицистического стиля речи», ксерокопии газетной статьи.

Тип урока:  Обобщение изученного материала.

Вид урока:  урок – семинар.

Ход урока

I.Организационный момент, мотивация.
   Зачем человек читает газеты?
- Чтобы получить информацию, указать факты.
- Познакомиться с позицией автора по данному вопросу.
- Испытать определённые эмоции, чувства.
   Всё это характерно для публицистического стиля, разновидностью которого является язык газеты.
   Газета существует в мире информации более 300 лет. Другие средства информации не могут заменить её полностью  – растут тиражи, появляются газеты  самых разных направлений.
   В чём преимущество газеты? Актуальность материала, доступность стиля.
   Кто – то сказал: «Газета – очень необходимая вещь. Ею можно убить муху. А можно и человека».
   И мы понимаем о чём идёт речь: всем публицистическим произведениям свойственна функция воздействия, все сообщаемые факты получают определённое толкование и оценку, сопровождаются комментариями и выводами.
II. Объявление темы урока.
   Бывает так, что, привлеченные броским заголовком, мы покупаем и читаем газету, а прочитав, испытываем разочарование. Каким образом это происходит?
   С помощью отбора языковых средств. Значит важно понять, какие особенности имеет язык газеты, как организуется подача информации и воздействия на читателя в газетных текстах и заголовках.
Формулируем и записываем тему урока
 III. Презентация школьной газеты  «www. school 2 press. сom».
    В нашей школе с 2008 года начала выходить новая газета www. school 2 press. сom. Из множества предлагаемых  версий победило название www. school 2 press. сom, как знак единения нового (новостного, современного), хорошего тона, а также, конечно, символ стремления к новым открытиям.
   В состав редакции входят старшеклассники из всех параллелей. Читательская аудитория – учителя и ученики нашей школы.
   www. school 2 press. сom – газета про жизнь. В ней умещаются:
- общественные и личные темы;
- проблемы учёбы и радости, отдыха;
- события, происходящие внутри школы и факты жизни страны;
- впечатления от  каждодневного общения с миром;
- художественное и литературное творчество учащихся.
  На страницах газеты представлен материал разных жанров. Газета выходит раз в месяц и распространяется в стенах школы.
   Свой печатный орган в нашей школе появился в 2005   году. Это была газета «Пеликан».  
IV. Повторение изученного о публицистическом стиле речи.
   Что вам известно о публицистическом стиле речи? 
Публицистический стиль речи – один из функциональных стилей, обслуживающих широкую область общественных отношений – политических, экономических и других. Публицистика (от лат. «публикус» - общественный) стремится воздействовать на современное общественное мнение.
   Публицистический стиль отличает:
- тенденциозность (часто открытая) – предвзятая односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю;
- полемичность (полемика – спор при обсуждении каких – нибудь вопросов, проблем);
- эмоциональность;
- образность;
- смешение лексики разных стилей.
  В основе публицистического и художественного стилей лежит функция воздействия. Но они противопоставлены по типу мышления: в публицистической речи – при помощи фактов и образов, а в художественной – образов и наглядных представлений. Воздействующая функция в публицистической речи превращается в функцию убеждения, поэтому публицистическую речь можно назвать убеждающей.
 
Два метода убеждений

 

 

 

 

Формы публицистического стиля

 

 

 

 

 

   В зависимости от выбранного метода убеждения собеседников или читателей публицистические высказывания бывают следующих жанров (жанр – вид литературных произведений того или иного стиля): 

 

 

 

 


    

   V. Работа над новым материалом.
   Сегодня мы познакомимся с одним из жанров публицистического стиля – заметкой.
   Заметка в газету – краткое сообщение о каком – либо важном и новом факте (событии), интересном и важном для читателя. Автор сообщает о том, что произошло, где, когда, с кем, как и почему. Главные черты – достоверность факта, его новизна, яркий (броский) заголовок, краткость и точность изложения.
VI. Работа с фактическим материалом.
   Ваша сегодняшняя задача – написать заметку, посвящённую теме «Экология города Плавска и Плавского района». 
   Давайте обсудим, какие факты могли бы лечь в основу вашей заметки.
   Сделать это поможет вам учитель экологии – Рыжакова Елена Михайловна.
VII. Работа над композиционным построением заметки.
   С чего начать написание заметки? 
   Написать заметку вам поможет «Памятка»
   Работа с пунктами 1,2
               с пунктами 3 
   Во многом от заголовка зависит, прочтут или не прочтут заметку, заинтересуются ли данной темой. Заголовок выполняет рекламную функцию, отражает суть заметки.
   Попробуйте понять, о чём пойдёт речь?
   «Сезон, откройся» (об открытии курортного сезона)
   «Доллар бензину не товарищ» (о росте цен на бензин)
   «Заговор против России» (об отношениях РФ с зарубежьем)
   «Тарелка – наводчица» (о росте квартирных краж)
   Получили ли вы информацию, прочитав заголовок? Можно ли понять, как автор относится к теме, проблеме? (схема пункт 3, 4-9).
VIII. Работа над текстом.
   Дома вы будете пробовать себя в качестве корреспондентов. И, чтобы понять, как стоится заметка, обратимся к предложенному вам тексту.
1.    Что вы можете сказать о заголовке этой заметки?
2.    Определите тему этого высказывания.
3.    Сформулируйте его проблему.
4.    Какую задачу преследовал автор этой заметки?
5.    Как достигается документальность текста?
6.    Как проявляется авторская позиция?
7.    Какие средства, характерные для публицистического стиля, использует автор?
IX. Подведение итогов.
X. Домашнее задание.
   Дома вам предстоит написать заметки об экологии города Плавска и Плавского района. Подберите заголовок, который привлёк бы внимание читателей. Самым сложным является начало работы. Что указывается в первых предложениях заметки (где, когда и что произошло, тема высказывания). Для того, чтобы заметка была напечатана, соблюдайте особенности жанра, используя методы убеждения.

Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (07.06.2014)
Просмотров: 14101 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
СПАСИБО БОЛЬШОЕ, ПОЛЕЗНО!
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 208
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0