Суббота, 17.11.2018, 05:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Придаточные обстоятельственные. Разработка урока с применением технологии развития критического мышления.

 

 

 здесь вы можете посмотреть и скачать конспект  урока

 

 здесь вы можете посмотреть и скачать презентацию к уроку 

 

 

 

Конспект урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Класс: 9

Вид урока: изучение новой темы.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков  1-й урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

-« Верно-неверно»;    

- « Кластер»;

- таблица «Знаю – хочу знать — узнал»;

-инсерт;

-диаграммы сравнения;

-анкетирование.

Цели урока

образовательные:

 - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

- формирование знаний о типах придаточных  обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;

- развитие пунктуационных навыков;

-формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи;

- развитие навыков парной и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении                                                                                                проблемы.

 Оборудование:

 компьютерная  презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».

Ход урока

СЛАЙД

I. Организационный момент.

- Ребята, на прошлых уроках вы начали знакомство со сложноподчинёнными предложениями.

- Цель нашей работы сегодня – познакомиться с новыми видами придаточных. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый  может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Начнем урок с проверки знаний.

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Вопросы  учителя:

-Откуда у вас сведения о сложноподчинённом предложении?

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

Приём «Верно-неверно»

 

Внимательно послушайте утверждения. Если согласны с ними, поднимайте руку.

!!! При ошибочных ответах попросить учащихся аргументировать свой ответ!!!

Примерные ответы учеников

+СПП состоят из главной и придаточной части.  +

 

+Главная часть обозначает ситуацию, которая уточняется или поясняется в придаточном предложении.   +

 

+Придаточная часть может сообщать дополнительную информацию о предмете , лице, событии, а также может указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главной части. +

 

-Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов)   -

 

+Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.  +

 

-Придаточные определительные относятся к глаголу в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей? (какой?)  -

 

-Придаточные изъяснительные относятся к имени существительному  или местоимению в главном предложении. (Придаточные изъяснительные относятся к глаголу главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения).  -

 

 

Вопрос к классу:

-Какое место могут в предложении занимать придаточные части?

-Отобразите положение придаточного в предложении при помощи схем.

Запись на доске

1. [       ], (союз    )           2. (Союз     ), [       ]                3. [   ,(союз   ),    ]

СЛАЙД    Задание 1. Разберите следующее сложноподчинённое предложение  по членам предложения, укажите разряды обстоятельств. Стр.1 на рабочем листе

!!!  Работа с доской !!!

Миллиарды людей в 2014 году  (врем.) с нетерпением (обр. действ.) ждут начала Олимпиады, которая пройдёт в Сочи (места).

Учитель:  -Назовите обстоятельства в этом предложении,  их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).-Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).

СЛАЙД     Виды обстоятельств

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда? докуда?

появились вдали  
проводил до станции

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

приехали накануне  
остался до утра

Причины

почему? отчего?

задержался из-за непогоды

Цели

зачем? для чего?

сделать назло

Образа действия

как? каким образом?

приплыли быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

звонил дважды

Степени

в какой мере? в какой степени?

весьма удивлен

Условия

при каком условии?

при желании научитесь

Уступки

вопреки чему?

вопреки желанию не успел

   

 

СЛАЙД     Пустой слайд – «Виды обстоятельств»

Учитель: 

- Давайте проверим, насколько развита у вас память.

- Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

-Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.

-Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.

Учитель:  подобные виды имеют и придаточные обстоятельственные.

 Наша задача – выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют  в русском языке, на какие  вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

СЛАЙД      ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).

 

Учитель: 

 

Прочитайте материал на стр.79.

 

Сделайте  пометки на полях:

 

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).

2.Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами;  узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).

ПРИЁМ « Кластер».

СЛАЙД 

Задание 2. Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). Стр.1 на рабочем лис

 

 

 

 

 

Виды придаточных

 

Изъяснительные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД    ПРИЁМ Таблица «Знаю – хочу знать — узнал».   Стр.2 на рабочем листе

- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.

-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

-Исходя из темы урока, на какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». (1. Какие придаточные называются обстоятельственными?)

 

СЛАЙД   таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Стр

 Графа «Узнал» (1. Какие придаточные называются обстоятельственными?)

Учитель:

 –На стр. 79 в учебнике мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных.

-А чего нет в этой таблице, чтобы мы могли более точно определить виды придаточных обстоятельственных?  (ВОПРОСОВ)

Рассмотрим таблицу.

-Что общего у обстоятельств и придаточных обстоятельственных?

Ответ обучающихся:

Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства  в простом предложении.

Учитель раздаёт таблицы обучающимся    «Виды придаточных в СПП»

 

Применение теории на практике.

-Проверим, сможете ли вы отличить придаточные обстоятельственные от других придаточных.

 

 

 

 

 

 

Слайд      Стр.3 на рабочем листе

Задание 3: прочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:

·         в 1-й столбик СПП с придаточными определительными

·         в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными

·         в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными

 

  1. Совершим путешествие в прошлое и посмотрим, каким был Сочи в прошлом. (2-изъясн.)

 

  1. Все укрепления Черноморской береговой линии, когда началась Крымская война, были приведены в негодность, частично взорваны.  (3-обст., врем.)

 

  1. Старожилы помнят, как служители чуть ли не до кипения подогревали минеральную воду в котле. (2 –изьясн.)

 

 

  1. Если бы не произошла Октябрьская революция 1917 года,  не вырос бы здесь курорт. 

( 3-обст., прич.)

 

  1. Когда гитлеровцы оккупировали Северный Кавказ, раненые поступали в госпитали прямо с передовой - из-под Новороссийска, Геленджика, Туапсе.   (3-обст., врем.)

 

  1. Зимние Олимпийские игры 2014 — международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в российском городе Сочи . (1-опред.)

 

  1. К Олимпиаде 2014 года в Сочи строятся современные спортивные объекты, которые  возводятся с применением передовых технологий строительства и защиты окружающей среды.  (1-опред)

Слайд

Ключ:   определит .                изъяснит.               обстоятельст.

               6,7                                      1,3                              2,4,5,

 

-На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова).

-Найдите предложения, соответствующие схемам   1,2,3. (1-1,  2-3,  3-2)

 Практическое закрепление знаний.

Слайд

Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.

Стр.4 на рабочем листе

Задание 4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.

 

1.Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин)    (меры и степени)

 

 

2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин)  (места)

 

3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).    (цели)

 

 

 

4.Оттого я присмирел, что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин)     (причины)

 

 5.Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить. (А.Пушкин).     (меры и степени)

 

Проверим, как вы справились с заданием. На слайде представлены правильные ответы.

Слайд  Ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Стадия рефлексии

 

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Учитель:

- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Предлагаю вам подвести итог урока с помощью

 Перед вами диаграмма. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.

 

Обстоятельства

в простом предл.

 

Значения

Виды

Вопросы

 

Придаточные

обстоятельственные

в  СПП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Слайд таблица «Знаю – хочу знать — узнал».     Стр.4 на рабочем листе

-Нам осталось заполнить последнюю графу таблицы «Знаю – хочу знать — узнал». Что мы в неё запишем?

 Графа «Узнал» 

Обстоятельственные придаточные, как правило, имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды.

 

Слово учителя

Вспомним этапы работы над темой урока:

1)Что вспомнили? Что узнали?

то, что известно СПП; узнали, какие виды придаточных называются обстоятельственными;

2)Что делали?

- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

- закрепляли знания через применение их на практике.

- Что было легко?       - Что вам помогало в работе?    

 

 

 

V. Домашнее задание.

Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.

 

Учитель:

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.

 

ПРИЁМ «Анкетирование»

 

1.На уроке я работал                                       активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                            коротким / длинным
4.За урок я                                                          не устал / устал
5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен
                                                                             полезен / бесполезен
                                                                             интересен / скучен

 

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников  за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.

Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (01.07.2014)
Просмотров: 9332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Должны ли экзамены в 9 классе быть только в форме ОГЭ?
Всего ответов: 125
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0