Суббота, 15.12.2018, 00:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие о сложном предложении

Презентация к уроку

Рабочая тетрадь к уроку

ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

9 класс

 

       Вид урокаурок получения новых знаний

Тип урока: урок-практикум

Место урока в системе уроков  один из уроков в разделе «…»

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с особенностями союзных и бессоюзных сложных предложений, средствами связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях;

 

2) научить разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью.

 

 

Задачи организационной деятельности учителя:

-предметные:

-формирование умений определять вид сложного предложения;

-формирование умений различать виды сложных предложений;

-формирование умений употреблять в речи сложные предложения;

-развитие пунктуационных навыков;

-метапредметные:

-организовать деятельность учащихся по развитию умений  работать с текстом и получать информацию из разных источников;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

-личностные:

-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать

в коллективном обсуждении проблемы;

-развитие навыков монологической речи;

-развитие навыков индивидуальной  и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование:

ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная  презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочие листы.

Базовый учебник: Тростенцова

Прогнозируемые результаты: умение определять вид сложного предложения,  умение различать виды сложного предложения, находить сложные предложения в тексте .

 

 

 

Ход урока

 

 

Организационный этап.

 

 

 

Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (СЛАЙД)

 

  Здравствуйте. Меня зовут Сергей Владимирович Карпачёв.  Я приехал к вам из Тульской области из города Плавска. Наши области граничат друг с другом.

А что вы знаете о Туле, Тульской области?

Тула славится оружием, самоварами, пряниками, гармошками. Тула на год старше Москвы (год основания 1146). В Туле тоже есть кремль. Тульский мастер Левша подковал блоху.

Наша Тульская земля славится богатым литературным наследием.

Я из Плавска. Это один из малых городов Тульской области.

У нашего города интересная история. 10 мая этого года наш город отметил  65 – летие.

Плавск входит в число 50 малых городов России, которым присвоен статус городов исторического наследия. В нашем городе сохранилось много архитектурных памятников XIX века.

(СЛАЙД) Вот ямщицкая изба, где не раз останавливался автор того стихотворения по дороге в Тулу или столицу, которое сейчас было прочитано.

О ком идёт речь, ребята?

  -Тургенев

 

-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?

Изучали произведения с 5-го класса( «Му-му»),  продолжали знакомиться в 7-м (рассказы из «Записок охотника», стихотворения в прозе).

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Актуализация знаний

 

Сегодня мы будем работать с отрывками и предложениями  из произведений И.С. Тургенева .

Нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с рабочими листами, которые лежат на партах. Подпишите их.

 

Я не буду вам объявлять тему урока. Рассмотрите 3 предложения. Проанализировав их, возможно, вы сами догадаетесь, о чём пойдёт речь .

 

1) Второй голос более не откликнулся, и мальчик снова принялся взывать к Антропке. (Бежин луг)

2) Я успел задремать, пока Ермолай жарил в золе картофель.(Ермолай и мельничиха)

3) Сладкое забытье напало на меня; оно перешло в дремоту. (Бежин луг)

 

 

Постановка цели и задач урока

 

 

 Определение  темы урока

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

 

Сложное предложение и его виды

Постановка цели  урока:

 

- Ребята, изучая тему урока, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

 

-Вспомним, что такое сложное предложение;

-Будем учиться определять виды сложного предложения, находить их в тексте

- Сегодня обычные задания мы будем выполнять обычные задания в необычной форме

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал».

 Первая колонка в ней уже заполнена.

-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

-Сформулируйте вопрос: что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 

Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». (1. Какие виды сложных предложений существуют в русском языке?)

Таблица «З-Х-У»

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложное предложение?

Какими бывают сложные предложения?

 

 

Первичное усвоение новых знаний

 

 

 

Изучение теории – не всегда интересное занятие. Прелагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение  с помощью специальных знаков.
 

ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).

 

Учитель: 

 

 

Прочитайте материал

 

Сделайте  пометки на полях:

 

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

 

Сложным называют предложение, в котором  две и более грамматические основы, образующие по смыслу и интонационно единое целое.

Обратите внимание, что сложное предложение содержит больше информации, чем два простых предложения, входящих в его состав.

Второй голос более не откликнулся, и мальчик снова принялся взывать к Антропке. (И.Тургенев. Певцы)

Второй голос более не откликнулся. Мальчик снова принялся взывать к Антропке.

Вывод. Вторая часть как бы добавляет значение следствия к 1-й части сложного предложения.

Сложное предложение не является механической суммой двух простых предложений, ибо возникает дополнительная информация. Она богаче, сложнее того , что передаётся с помощью простых предложений.

Второй голос более не откликнулся, и мальчик снова принялся взывать к Антропке.  В этом предложении части связаны между собой с помощью союза НО и интонации.

Я успел задремать, пока Ермолай жарил в золе картофель. В этом предложении части связаны с помощью союзного слова ПОКА и интонации.

Сладкое забытьё напало на меня; оно перешло в дремоту. Части этого предложения связаны только интонацией.

Если части сложного  предложения связаны между собой только с помощью интонации, то это бессоюзные сложные предложения.

Если между частями сложного предложения есть союз, то это союзные сложные предложения.

Союзные предложения делятся на сложносочиненные (Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги.) и сложноподчиненные  (Я успел задремать, пока Ермолай жарил в золе картофель).

При сочинительной связи   части сложного предложения объединяются как синтаксически равноправные, части сложного предложения можно употребить как два простых предложения (Второй голос более не откликнулся, и мальчик снова принялся взывать к Антропке.) Части предложения связаны между собой с помощью сочинительных союзов.

При  подчинительной связи   одна из частей синтаксически подчиняется другой, зависит от нее; от одной части к другой можно задать вопрос (Я успел задремать, (в какое время ?) пока Ермолай жарил в золе картофель). Части предложения связаны между собой с помощью подчинительных союзов.

В сложноподчиненном предложении две части – главная и придаточная. Различают придаточные изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

 

Группы сочинительных союзов

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (=и), ни…ни, тоже, также

то... то, или (иль), либо…либо, не то…не то, то ли… то ли

а, но, да (=но), зато, однако, не только... но и

 

Подчинительные союзы и союзные слова

Где, куда, откуда, когда, чтобы, что и др.

 

-На что мы должны обратить внимание, чтобы определить, сложное ли  это предложение?(количество грамматических основ)

На что мы должны обратить внимание, чтобы определить вид сложного предложения?

1.Равноправные ли части?

2. С помощью чего связаны части сложного предложения?

3. Если предложение союзное, определить, к какой группе относится союз.

 

Перед вами схема. А вот интересно, если я дам вам одно слово, догадаетесь ли Вы, какими  будут оставшиеся?

 

КЛАСТЕР

 

Первичная проверка понимания

 

Возможный приём

Перед большой дорогой немного отдохнём.  Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…»

Сложным называют предложение, в котором  две и более грамматические основы, образующие по смыслу и интонационно единое целое.

 

да

Части любого сложного предложения являются синтаксически  равноправными

нет

При сочинительной связи части сложного предложения объединяются как синтаксически равноправные, части сложного предложения можно употребить как два простых предложения

да

При подчинительной связи одна из частей синтаксически подчиняется другой, зависит от нее; от одной части к другой можно задать вопрос

да

Части любого сложного предложения связаны между собой с помощью союзов и интонации

нет

 

 

 

 Осталось совсем немного –отработать теорию на практике

 

Задание 1.

-Проверим, сможете ли вы отличить друг от друга разные виды сложных предложений друг от друга.

Предложения взяты из рассказа И.С. Тургенева «Певцы». Это ещё одна наша «плавская гордость»: случай, описанный в рассказе, Тургенев видел в одном из трактиров села Синявино ( в рассказе с. Колотовка, которое расположено недалеко от Плавска (в рассказе с. Сергиевское на Орловской дороге).

 

1. Моргач достал из картуза рядчиков грош;  все вздохнули.  

2. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким.

3. Никто не знал, откуда Дикий Барин свалился к нам в уезд.

4. Всё молчало;  было что-то безнадежное  в этом глубоком молчании обессиленной природы.

5. Деревенские кабаки большей частью довольно темны, и почти никогда не увидите вы на их бревенчатых стенах каких-нибудь ярко раскрашенных лубочных картин.

6. Я узнал только, что Моргач  некогда был кучером у старой бездетной барыни.

7. Всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку:  они ездят туда охотно и часто.

8. Уже не раз доходили до меня слухи об Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке, и вдруг мне представился случай услышать его в состязании с другим мастером.

9. Когда же Яков открыл свое лицо ,  оно было бледно.

10. Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след.

 

Околоток — окружающая местность, окрестность (в разговорном языке).

Возможно, происходит от колотить, то есть «участок, охраняемый, „околачиваемый“ сторожем с колотушкой». По другой версии, восходит к общеславянскому коло(круг), то есть «округа, окрестность».

Каба́к — питейное заведение.

Ку́чер (нем. kutscher) — человек, управляющий упряжными лошадьм

Окрестность  (окресность), окрестности, ж. 1. Местность, прилегающая к чему-н. Окрестность города. Деревня с живописными окрестностями. 2. только ед. Окружающее пространство.Месяц стоял высоко и ясно озарял окрестность. Тургенев. - И всё в ужасной тишине! Окрестность, как могила. Жуковский. 

Первичное закрепление 

 

 

Задание 2.

Кто-то из вас уже безошибочно определяет виды сложного предложения, у кого-то ещё возникают затруднения.

Посмотрим, сможете ли вы найти сложные предложения в тексте.

 

Из данных отрывков выпишите сложные предложения.

 Работа по вариантам. Каждому ряду найти по одному ССП, СПП, БСП.

ТЕКСТ 1

(1)Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, где лежит Колотовка. (2)У подошвы этого холма расстилается широкая равнина; она как будто сливалась с потемневшим небом.(3) Я сходил большими шагами по дороге вдоль оврага.(4)  Вдруг где-то далеко в равнине раздался звонкий голос мальчика. (5)«Антропка! Антропка-а-а!..» — кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог. (6)Голос умолкал на несколько мгновений,  и  мальчик снова принимался кричать. (7)Голос его звонко разносился в неподвижном, чутко дремлющем воздухе.

 (8)Второй голос более не откликнулся, а

 

мальчик снова принялся взывать к Антропке. (9)Возгласы его, более и более редкие и слабые, долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно. (Тургенев И.С . Певцы.)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное  сложное

 

 

 

 

ТЕКСТ 2

  1. Мельник предложил мне переночевать в избе, но я предпочел остаться на открытом воздухе. (2) Мельничиха принесла нам молока, яиц, картофелю, хлеба. (3) Скоро закипел самовар, и мы принялись пить чай. (4)С реки поднимались пары; кругом кричали коростели. (5) Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.(6) Мы разложили небольшой огонек. (7) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать... (8) Легкий сдержанный шёпот разбудил меня. (9) Я поднял голову: перед огнем сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Тургенев И.С. Ермолай и мельничиха.)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное  сложное

 

 

 

 

ТЕКСТ 3

(1)Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, почти высохшую траву. (2) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (3)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (4)Всё уже потемнело, когда я проснулся.(5) Разбросанная трава сильно пахла и чуть-чуть отсырела. (6)Сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. (7) Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след.(8) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (9)Ветра не было. (Тургенев И.С. Певцы)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное  сложное

 

 

 

Задание 3.

Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Вам предстоит выполнит следующее задание. Затем вы проверите работы друг друга, а потом сверитесь с ответами на, записанными на  доске.        

Выпишите номера сложных предложений

1-й ряд

сложносочиненные

2-й ряд

сложноподчиненные

3-й ряд

бессоюзные  сложные

 

 

 

 

1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится.

2. Начинали густеть холодные тени, когда я решился вернуться к себе домой.

3. Верхний  край растянутого облачка засверкает змейками;  блеск их подобен блеску кованого серебра.

4. Мне стало совестно перед моей собакой, и я отчаянно устремился вперед.

5. Не помню я, чтобы так бараны кому в глаза смотрели.

6. Сладкое забытье напало на меня;  оно перешло в дремоту.

7. Уже я с трудом различал отдаленные предметы;  поле неясно белело вокруг.

8.Я  вдруг догадался, куда следовало идти.

9. Побледневшее небо стало опять синеть , но то уже была синева ночи.

 

Задание 4.

 

Ребята, в этом году вам предстоит сдавать экзамен  в форме ГИА. Одно из заданий – В9 – проверяет умение правильно определять виды сложных предложений

 

Тест

1.Найдите сложносочиненное предложение

А) Скоро закипел самовар, и мы принялись пить чай.

Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.

 

2.Найдите сложноподчиненное предложение

А) Ильюша  станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе.

Б) В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле, потому что днем мухи и оводы не дали бы им покоя.

В) Рядчик вынул из-под полы кафтана новый кожаный кошелек, не торопясь распутал шнурок и, насыпав множество мелочи на руку, выбрал новенький грош.

 

3.Найдите  бессоюзное сложное предложение

А)  Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…

Б) Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

В) Вот опять хлынули играющие лучи, и весело и величаво поднимается могучее светило.

4. Какое предложение не является сложным?

А) Михайло Савельев проживал у болховского чахоточного мещанина, содержателя постоялого двора, где я довольно часто останавливался

Б) Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут

В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали.

5. Найдите предложение сложное предложение с  бессоюзной и сочинительной связью?

А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.

Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.

В) Николая Ивановича  соседи уважают  :   штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.

 

Сегодня мы разными способами учились определять виды сложного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.

 

Задание 5.

Составьте из простых предложений сложные разных видов.

1.     Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

2.     Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

3.     Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.

Рефлексия

 

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Заполнить 3-ю графу таблицы «З-Х-У»

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложное предложение?

Какими бывают сложные предложения?

Сложные предложения бывают бессоюзные и союзные. Союзные  делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные

 

Учитель:

КЛАСТЕР

В рабочей тетради вы видите таблицу, но она заполнена не до конца. Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек. На эту работу 1,5-2 мин.

- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что  сложное предложение – достаточно трудная тема. На последующих уроках вам предстоит расширить свои представления  о сложном предложении.

1) Что вспомнили на уроке?

-Вспоминали , что такое сложное предложение.

 

2) Что делали?

-Знакомились с особенностями разных сложных предложений, учились определять вид сложного предложения, находить сложное предложение в тексте.

- сами формулировали вопросы, требующие решения; самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

- закрепляли знания через применение их на практике;

- готовились к выполнению  задания ГИА     В9

 

Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице на странице …

 

Задание

Количество баллов

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

Оценка за урок

 

 

Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.

Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и  поставьте себе оценку за урок.

Кто получил 5,4...

 

1-5 баллов

«1»

6-10 баллов

«2»

11-15 баллов

«3»

15-20 баллов

«4»

21-25 баллов

«5»

 

V. Домашнее задание.

1.Написать мини-сочинение на тему «Осень в моём городе», используя сложные предложения разных видов.

2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов

Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром. Успехов на экзаменах!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (16.11.2014)
Просмотров: 3124 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Вы за пятидневку или шестидневку в школе?
Всего ответов: 164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0