Воскресенье, 27.05.2018, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Методические материалы по русскому языку

Главная » Статьи » Мои статьи

Образец самоанализа урока по русскому языку

САМОАНАЛИЗ УРОКА

                                 Орфограммы в корне слова.

Класс: 9

Вид урока: урока систематизации и обобщения знаний и умений

Тип урока: урок-практикум

Место урока в системе уроков  один из урок в разделе «Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах»

Цель урока:

-вспомнить правила, определяющие написание орфограмм в корне; сформировать умения опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам.

Задачи урока:

образовательные:

 - обобщение и систематизация знаний, полученных ранее;

- развитие орфографической зоркости;

- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

развивающие:

- развитие навыков монологической  и диалогической речи;

- развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении                                                                                                проблемы.

 Оборудование:

 компьютерная  презентация,  «рабочая тетрадь».

*****

Данный урок входит в систему уроков в  разделе «Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах».

При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы  обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

На мой взгляд, выбранная  структура урока  является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

В начале урока прочитано стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык», детям была дана короткая историческая справка о городе Плавске, дети вспомнили известные им произведения И.С. Тургенева, что позволило установить контакт с детьми, осуществить мотивацию учебной деятельности.

Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний я использовал отрывок из произведения «Лес и степь» И.С. Тургенева, который позволил детям вспомнить и озвучить известные им орфограммы в корне слова. Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки орфографических навыков подобран разнообразный дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке.

Проверка полученных ранее знаний по теме «Орфограммы в корне слова» осуществлялась различными  способами;  проводился устный и письменный опрос.

Для активизации учебной деятельности  в середине урока использовался прием технологии «Развитие критического  мышления через чтение и письмо»: «Верите ли вы, что…».

Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло мне не терять «нить» заинтересованности  у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.

После того, как обучающиеся вспомнили известные им орфограммы в корне, был осуществлён переход к применению знаний и умений. Для закрепления материала был подобран разноуровневый дидактический материал. Например, отрывок из текста  И.С Тургенева «Певцы» служил для отработки навыков написания орфограммы «Орфограммы в корне слова»; задания в тестовой форме, задание «Найди лишнее слово» были ориентированы на выполнение экзаменационного задания А5 экзамена по русскому языку. Обучающиеся находили изучаемую орфограмму во фразеологизмах, с которыми конструировали предложения, что способствовало развитию речи обучающихся.

Кластер, составленный в конце уроке, позволил систематизировать имеющиеся у детей знания по теме занятия, подвести итог занятия.

Презентация, используемая на протяжении всего  урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления.

На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий: Технологии развития критического мышления ( приёмы «Верите вы ли вы,что…», Кластер) – служат для активизации мыслительной деятельности; тестовой технологии (задание А5, Найдите лишнее)- воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал,делает более понятным и доступным; групповой технологии позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности.

Изучаемый  материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.

Применение на уроке рабочей тетради позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.

Характер тренировочных упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся,  имеющих средний уровень развития.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий ГИА А5 и в конце урока.

Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из двух предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий.

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью итоговой таблицы проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.

При подготовке к уроку продумал несколько запасных методических шагов, но они не потребовались, так как с первых минут занятия почувствовал  интерес учеников к данному уроку.

В ходе всего занятия  происходили активизация и развитие  самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).

Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.

Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталось с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.

Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

В ходе занятия я старался в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживал  обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делал  небольшие подсказки, давал необходимые пояснения, старался  так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.

На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.

На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.

Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.

Разработка данного урока размещена на моём сайте ЗДЕСЬ

Категория: Мои статьи | Добавил: Карпачёв (05.03.2015)
Просмотров: 10212 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 208
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0