Суббота, 24.02.2018, 14:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Рабочие программы

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа.Литературе 9 класс. Беленький Г.И.
[ Скачать с сервера (203.5Kb) ] 02.11.2013, 10:28
Скачать и посмотреть полную версию
 
Пояснительная записка
 
        Рабочая программа по литературе (9 класс) обеспечивает выполнение требований  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по литературе», Программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией      Г.И. Беленького и  Ю.И. Лыссого.- М.: Мнемозина, 2006год. Реализуется в УМК под редакцией    Г.И. Беленького (учебник Литература.  9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012   год )
 
Всего 105 часов (в неделю 3 часа).
 
В IX классе –6 сочинений (из них 5 аудиторных).
 
 
 
 
 
Цели обучения
 
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
9 класс
(105 часов)
 
 
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
 
Литература эпохи Античности
Катулл (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» 
Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.
 
Литература эпохи Средневековья 
Данте (2 час)
Слово о поэте.
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) 
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). 
 «Слово о полку Игореве» (7час)
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика "Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
 
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов. 
 
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (7 час)
Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
 
М.В. Ломоносов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). 
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) 
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
 
Г.Р. Державин (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Фелица», «Памятник» 
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. 
 
А.Н. Радищев (1 час)
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
 
Европейская литература эпохи Просвещения
И.-В. Гете (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа. 
 
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
(65 час)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. 
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
 
 
В.А. Жуковский (2 час)
Жизнь и творчество (обзор). 
Стихотворения: "Море”, "Невыразимое" 
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. 
 
А.С. Грибоедов (10 час)
Жизнь и творчество 
Комедия «Горе от ума» 
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова "Мильон терзаний”.
 
Европейская литература эпохи романтизма
Дж. Г. Байрон (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Корсар» 
Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие "байронического”  героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.
 
А.С. Пушкин (21 час)
Жизнь и творчество.  
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
«Деревня», «Осень» 
 
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
 
Поэма «Цыганы» 
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
 
«Моцарт и Сальери» 
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
 
Роман в стихах «Евгений Онегин» 
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).
 
М.Ю. Лермонтов (14 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
 «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». 
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. 
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. 
 
К.Н. Батюшков (1 час) 
Слово о поэте.
Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» 
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.
 
А.В. Кольцов (1 час) 
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» 
 Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.
 
Е.А. Баратынский (1 час) 
Слово о поэте.
Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» 
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы  поэта и поэзии.
 
 
 
 
 
Н.В. Гоголь (14 час)
Жизнь и творчество.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы "Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
 
А.А. Фет (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» 
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. 
 
Н.А. Некрасов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской  Музы. 
 
А.П. Чехов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор). 
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». 
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах. 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (7 час)
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. 
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров. 
 
А.А. Блок (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» 
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
 
С.А. Есенин (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…»  
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
 
А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» 
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.  Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. 
 
М.А. Шолохов (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека». 
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. 
 
А.И. Солженицын (3 час)
Слово о писателе. 
Рассказ «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. 
 
Литература народов России
Г. Тукай (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» 
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
 
основные теоретико-литературные понятия:
Художественная литература как искусство слова. 
Художественный образ. 
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. 
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. 
Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. 
 
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, 
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; 
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
 
 
 
Учебно – методическое обеспечение
1. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2012
2.Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. М.: Вако,2009
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематическое планирование
 
по литературе
предмет
 
Класс  9
 
 
Количество часов 
 
Всего 105 час; в неделю 3 час.
 
Плановых контрольных уроков   , зачетов _____, тестов ______ ч.;
 
Административных контрольных уроков _______ ч.
 
Планирование составлено на основе
 
 «Примерной программы основного общего образования по литературе», Программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией      Г.И. Беленького и  Ю.И. Лыссого.- М.: Мнемозина, 2006год
 
Учебник
 
Литература.  9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012,2013   год 
название, автор, издательство, год издания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
№ п.п. Наименование разделов и тем Количество часов
Литература как искусство слова
1 Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. 1
Литература эпохи Античности
2 Катулл. Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…»    Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности. 1
Литература эпохи Средневековья
3 Данте. Слово о поэте.
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) 
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине 1
4 Данте. «Божественная комедия» Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. 1
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 
5 Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. 1
6 Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). 1
7 «Слово о полку Игореве» 
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. 1
8 «Слово о полку Игореве» 
Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". 1
9 «Слово о полку Игореве» 
Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. 1
10 «Слово о полку Игореве» 
Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. 1
11
12 РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве» 2
Литература эпохи Возрождения
13 У. Шекспир. Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. 1
14 У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов. 1
Литература XVIII века
15 Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. 1
16 М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). 
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) 
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. 1
17 Г.Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Фелица», «Памятник» 
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях 1
18 Философская проблематика произведений Г.Р. Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. 1
19 А.Н. Радищев. Слово о писателе. 
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. 1
Европейская литература эпохи Просвещения
 
20 И.-В. Гете. Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. 1
21 И.-В. Гете. Трагедия «Фауст». Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа. 1
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
22 Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. 1
23 Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы. 1
24 В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения: "Море”, "Невыразимое". Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. 1
25 РР Обучение анализу лирического произведения 1
26 А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). 
Комедия «Горе от ума» 
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. 1
27,28 А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» 
Чацкий и фамусовская Москва. 2
29,30 А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» 
Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). 2
31,32 А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» 
"Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. 2
33 Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова "Мильон терзаний”. 1
34,35 РР Классное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2
Европейская литература эпохи романтизма
36 Дж. Г. Байрон Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Корсар» 
Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие "байронического”  героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона. 1
37 А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. 1
38 А.С. Пушкин. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода), их развитие на разных этапах его творческого пути. 1
39
А.С. Пушкин. Основные мотивы поэзии Пушкина (любовь, дружба), их развитие на разных этапах его творческого пути. 1
40 А.С. Пушкин. Основные мотивы поэзии Пушкина (творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. 1
41 А.С. Пушкин. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики. 1
42 А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы» 
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. 1
43 А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
 «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. 1
44 А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» 
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. 1
45,46 А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Образ автора в произведении. 2
47,48 А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений 2
49,50 А.С. Пушкин.«Евгений Онегин» 
Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Тип «лишнего человека» в литературе. 2
51,52 А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина. 2
53 А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Тема любви и долга в романе. 1
54 А.С. Пушкин.«Евгений Онегин» 
Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. 1
55 Реализм и энциклопедизм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). 1
56,57 РР Классное сочинение по роману А.С. Пушкина 
«Евгений Онегин» 2
58 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. 
 Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. 1
59 Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии 1
60 Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэт и его поколение. 1
61 Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова.
1
62 Природа и человек в философской лирике М.Ю. Лермонтова. 1
63 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
Жанр социально-психологического романа. 1
64 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина 1
65,66,67 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). 3
68 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Тема любви и женские образы в романе 1
69 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».  Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе 1
70,71 РР  Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова « Герой Нашего времени» 2
72 К.Н. Батюшков. Слово о поэте.
Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» 
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова. 1
73 А.В. Кольцов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» 
Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова. 1
74 Е.А. Баратынский 
Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» 
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы  поэта и поэзии. 1
75 Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). 1
76 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. 1
77,78 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» Место Чичикова в системе образов. 2
79,80,81 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» Образы помещиков и чиновников и средства их создания 3
82 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» Место в сюжете поэмы "Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. 1
83 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» Души мертвые и живые в поэме. 1
84 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. 1
85 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). 1
86 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» Своеобразие гоголевского реализма. 1
87,88 РР Классное сочинение по поэме Н.В. Гоголя « Мёртвые души» 2
89 А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» 
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. 1
90 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской  Музы. 1
91 А.П. Чехов. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». 
Комическое и трагическое в прозе Чехова. 1
92 Трансформация темы «маленького» человека рассказах А.П.Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах. 1
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
93 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА 
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. 1
94 Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров. 1
95 А.А. Блок. Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» 
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. 1
96 С.А. Есенин. Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…».  Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. 1
97 А.А. Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» 
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.  Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. 1
98 М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека». 
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. 1
99 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. 1
100 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. 1
101 А.И. Солженицын. Слово о писателе. 
Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. 1
102 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе 1
103 Литература народов России
Г. Тукай. Слово о поэте.
Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» 
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. 1
104
105 Итоговые занятия по курсу литературы 9 класса 2
Всего 105 часов
 
Категория: Мои файлы | Добавил: Карпачёв
Просмотров: 7456 | Загрузок: 483 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Должны ли экзамены в 9 классе быть только в форме ОГЭ?
Всего ответов: 124
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0