Вторник, 16.04.2024, 15:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича

Рабочие программы

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. К УМК Бунеева Р.Н.
07.06.2014, 00:44

 

Посмотреть и скачать полную версию

 

Пояснительная записка

  Данная программа составлена  на основе Примерной  программы  основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100»  к учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой,  И.В.Текучевой  «Русский   язык   6    класс» - М.: Баласс, 2010г., обеспечивает  выполнение Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в УМК        Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой,  И.В.Текучевой              (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова,  И.В.Текучева. Русский   язык . Учебник для 6 класса  основной школы - М.: Баласс, 2010г.)

 Программа рассчитана на  175 часов (в неделю- 5 часов),

 из них на развитие речи – 35.

Цели обучения

 

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

·                воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

 

 

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого

серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что

школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их

орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом

литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые

межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования,

изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;

принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип

целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового

отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на

культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности;

принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в

жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной

деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);

принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности

в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим

продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.

Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского

языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися

следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой

и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены

основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся

средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка)

реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

– Формирование у учащихся языковой интуиции.

– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить

ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и

навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой

деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях

функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе

осуществления следующих направлений.

– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы

понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для

целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для

целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения:

изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы

приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и

понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать

художественный текст.

– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного

запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка,

овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди

которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и

письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной

орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного

минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть

орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил

или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о

методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала

учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный

потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой,

менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди

других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют

свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова.

 В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в

начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания

выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого

направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой

и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного

материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое

использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и

навыков на теоретической основе5. В раздел «Повторение и углубление курса начальной

школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи,

предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего

последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о

них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения,

которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и

самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе

исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая,

В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М.

Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка

проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний

постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и

организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет

противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают

противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников

выдвигать и проверять гипотезы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

6-й класс

(175 ч)

 

Введение

(1 час)

Русский язык – язык русского народа.

Связь русского языка с национальными традициями русского народа.

Видные ученые-русисты

 

 

Слово в языке и речи

(повторение и углубление изученного в 5-м классе)

  1.  

(рр-3ч.   кд-3ч).

 

 

Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и

фразеологические обороты. Фразеологический словарь.

РК Лексика Тульского края

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова

(архаизмы, историзмы). Неологизмы.

Понятие «часть речи».

РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.

Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и

морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен

существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-

существительных).

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.

Глагол как часть речи и как член предложения.

 РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами.

Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами.

Разделительные знаки препинания.

Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.

Способы связи предложений в тексте.

 

Слова со значением «количество предметов»

всего-14ч.   

(рр-3ч.  кд-1)

 

Имя числительное в языке и речи.

• Имя числительное как часть речи.

• Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

• Морфологические признаки количественных числительных.

Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных

числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных

числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных.

Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных

падежных окончаниях числительных.

Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.

• Сочетательные возможности количественных числительных.

Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с

существительными.

Грамматическая сочетаемость.

• Роль количественных числительных в предложении и тексте.

Количественные числительные в качестве подлежащего.

Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.

 

Слова со значением «признак предмета»

 

Имя прилагательное в языке и речи.

всего-30ч. 

( рр-5ч.  кд -1)

 

Имя прилагательное как часть речи.

Лексическое значение имен прилагательных.

• Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-.

Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах

прилагательных (типа июньский, январский).

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

• Морфологические признаки имен прилагательных.

РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения

прилагательных.

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и

раздельное написание не с именами прилагательными.

Относительные имена прилагательные.

Притяжательные имена прилагательные.

• Сочетательные возможности имен прилагательных.

Лексическая сочетаемость.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя

прилагательное».

• Роль имен прилагательных в предложении.

Имя прилагательное в качестве определения.

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных

определениях.

Имя прилагательное в качестве сказуемого.

Составное именное сказуемое.

• Имя прилагательное в тексте.

РК Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов.

Текстообразующая роль имен прилагательных

 

Порядковые числительные в языке и речи.

всего-8ч 

(рр-3    кд-1)

 

• Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.

• Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых

числительных по родам, числам, падежам.

• Роль порядковых числительных в предложении.

• Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть

речи.

• Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

 

Местоимения-прилагательные в языке и речи.

всего-18ч. 

(рр-3ч.   кд-1)

 

• Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и

количество предметов.

Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько.

Склонение вопросительно-относительных местоимений.

Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-

нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в

неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных

местоимений.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение

притяжательных местоимений.

Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных

местоимений.

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой,

любой. Склонение определительных местоимений.

• Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.

• Местоимение как часть речи (обобщение).

Местоимения в тексте.

 РК Грамматические особенности Тульского говора. Исправление недочётов в речи учащихся.

 

 

Слова со значением «признак предмета по действию»

 

Причастие.

всего-45ч  (рр-5ч.   кд-2)

 

 Причастие как особая форма глагола.

РК Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов

 Грамматическое значение.

Морфологические признаки.

Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и

страдательные причастия.

Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной

и краткой формы.

• Причастный оборот.

Выделение причастного оборота на письме.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего

времени.

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание

гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание

гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Полная и краткая форма страдательных причастий.

Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в

прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн-

в страдательных причастиях прошедшего времени.

Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего

времени.

Правописание не с причастиями.

• Роль причастий в предложении.

Причастие в качестве определения.

Причастие как именная часть составного именного сказуемого.

• Сочетательные возможности причастий.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное +

причастие».

Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя

существительное».

• Причастие в тексте.

Текстообразующая роль причастия.

 

Развитие речи

(35 ч.)

 

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о

языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф.

Стили речи. Научный и официально-деловой стили. Задачи речи, сфера употребления,

характерные языковые средства.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.

Изложение (подробное, выборочное) текстов разных типов и стилей речи:

– повествование в научном стиле;

– повествование с элементами описания в художественном стиле;

– рассуждение в художественном стиле.

Сочинение:

– описание интерьера;

– рассказ;

– рассказ на основе картины, включающий описание;

– рассуждение на дискуссионную тему;

– рассуждение с элементами повествования или описания;

– отзыв о книге.

РК Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов.

 

 

Повторение пройденного в 6-м классе.

Всего-17ч. 

(рр-3  кд-1)

 

 

Требования

 к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

 по русскому языку

за курс 6 класса

 

Учащиеся должны уметь:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться

разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный

разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать

новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить

морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей

речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным,

местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять

предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами

сказуемого;

по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их

текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен

прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных;

различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать

эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном

тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и

письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и

систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать

сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге,

находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим

чтением;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно

писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;

правильно оформлять предложения изу-ченных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять

пунктуационные ошибки.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева

Русский язык. 6 класс, учебник

М.,БАЛАСС, 2011

2. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. Русский язык 6 класс. Методические

рекомендации для учителя. М.,БАЛАСС, 2010

3. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский

язык» 6класс, М.,БАЛАСС, 2010

4. Е.С.Барова. М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы

по русскому языку 6 класс. М.,БАЛАСС, 2010

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Карпачёв
Просмотров: 8087 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Должны ли экзамены в 9 классе быть только в форме ОГЭ?
Всего ответов: 127
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0